На злобу дня: чиновники от Салтыкова-Щедрина до наших дней

В России надо запретить любые нововведения с 1 января. Это абсурд: нерабочая обстановка до нового года уже за неделю в госучреждениях; после 10 дней отдыха и нормальные люди, и чиновники выходят на работу и начинают разбираться с тем, что же начало нового работать в законодательстве с 1 января, то есть – после выходных. Особенно, если мера принята где-то эдак числа 30 декабря. Любые нововведения должны начинаться не ранее 1 февраля.

30 декабря 2009 г. было принято решение нашими чиновниками о работе импортеров— экспортеров вина, коньяка, виноматериалов по специальным лицензиям, начиная с 1 января 2010 г. А причина – создание Таможенного Союза трех государств (ТС) в последних числах декабря и требование его осуществлять эту деятельность по лицензиям. Кроме как дискредитации чиновниками самой идеи создания ТС требования к импортерам назвать невозможно. Очевидно, что совершена в отношении операторов алкогольного рынка очередная грубейшая административная ошибка, за которую чиновники должны понести наказание, во-первых, а во-вторых, введение этой нормы должно быть перенесено минимум на 2 месяца (до 15 марта 2010 г.)— ровно столько надо компаниям для оформления новых лицензий. Нам лично все равно, кто виноват в этом: Минпродторг; ФТС; группа чиновников, работавших над созданием ТС или кто-то еще. Но административная система снова показала себя не с лучшей стороны. Ситуация ничуть не изменилась с 2006 г., когда кризис был вызван недомыслием чиновников, гарантированно вводящих кризис с 1.1.06 по решению о марках от 25.12.05 г. Жизнь не учит ничему. Почему не был извещен о водимых изменениях наш профильный орган – «Росалкоголь»? Как минимум, с ним этот вопрос должен был быть согласован до введения меры о лицензирования.

Можно было бы порадоваться за импортеров и потребителей

Срок введения данной меры должен быть перенесен минимум на 15 февраля (две недели – выдача лицензии; не менее трех недель – сбор документов для подачи в Минпромторг; 10 дней только налоговая справка будет готовиться).

Это не бизнес должен каждый раз доказывать свою правоту, это чиновники заранее должны были предусмотреть все последствия вводимых мер, если они обладают государственным подходом к делу. Не обладают – на фиг из госорганов. Удручает несогласованность госорганов по простейшему вопросу.

Но наша действительность не раз не оправдывала разумных ожиданий. Поэтому импорт вина и виноматериалов с коньяком может встать минимум на 1,5 месяца.

К чему это приведет:

— на 1,5 месяца минимум будет «заморожен» в переносном смысле импорт вина и виноматериалов, а это основа импорта (мы абсолютно импортзависмая страна в винном и вино-сырьевом отношении: по виноматериалу для тихих вин – на 70%, по шампанскому виноматериалу – на 100%);

— убытки компаний – импортеров и других операторов рынка сложатся из: простоя продукции и оплаты за хранение на СВХ; срыва поставок по импорту и неустоек западным партерам; срыва поставок российским партерам; часть продукции точно померзнет реально из-за морозов; спад производства вина в январе— феврале в России и убытки 90% винзаводов в России; неустойки компаниям ритейла из-за непоставок продукции (эти штрафные санкции никакой закон о торговле не отменял); недополученная прибыль всей товаропроводящей цепочки в России – все это за 1,5 -2 месяца – не менее 300 млн дол;

— сокращение ассортимента продукции в системе розничной торговли – 97% высококачественных вин поставляется в Россию по импорту; после новогодних праздников требуется срочно пополнить запасы, так как у импортеров теперь реально нет средств для создания мощных стоков в России; явное ущемление интересов «приличных» потребителей, поскольку потребителями импортного вина и коньяка (бренди) в России являются представители среднего и выше сегментов населения;

— падение производства российского вина в январе— феврале (в связи с тем, что база наших виноградников – 60 000 га — до сих пор в 3 раза ниже советского периода - 190 000 га— мы на 70% в производстве российского вина зависим от импортного сырья; сейчас не стоит – задавать вопрос – почему? Надо срочно спасать ситуацию с поставками, а потом и этот вопрос задать); остановка значительного числа винзаводов вторичного виноделия в регионах от двух недель до месяца в неблагоприятной социальной кризисной ситуации;

— падение потребления вина в низких ценовых сегментах (самые дешевые вина в России производят практически исключительно из импортного виноматериала);

— дополнительный рост потребления крепкого алкоголя (прежде всего водки) в период антиалкогольной компании, так как только вино может как-то менять структуру алкогольного потребления в «лучшую сторону» (ни один иной алкогольный напиток в России не способен конкурировать с крепким алкоголем);

— а кроме того – авторитет и эффективность государственной системы управления вновь под большим вопросом: если ошибки продолжают делать в столь простом и малом, то можно ли говорить о способности на большое? И это в период либерализации, всеобщей модернизации и нанотехнологий? Столько усилий приложено для создания Росалкоголя, Правительственной комиссии по регулированию алкогольного рынка; согласуйте с ними алкогольное решение и все встало бы на свои места.

Есть и еще один постновогодний сюрприз в системе ЕГАИС. Долгое время она не мешала нам работать, но вот жалуются конкретно виназаводы Краснодарского Края. Вроде бы собрались снизить бюрократизацию системы: до 1 января данные от завода шли в областной центр ЕГАИС, а из него в федеральный ее центр; после 1 января данные пошли сразу в федеральный центр; и засбоило. Может, тоже 1 января виновато: ну, вышли бы все 11 на работу; провели бы еще раз –два— три необходимые испытания – до 1 февраля; а с 1 февраля – и начали работать по-новому. Определенно дата – 1 февраля— нам нравится больше со всех сторон для любых нововведений. Конечно, исправят, наладят… Но все-таки…

Уважаемые коллеги по рынку, нет и никогда не было у нас слепой веры в волшебную силу минимальной цены на водку как прямого механизма уничтожения нелегальной водки на рынке. Поэтому – разве можно было ждать исчезновения нелегальной водки с 1 января 2010? Пока нелегальная водка всего лишь «спряталась» под минимальной ценой, тем более, что по настоящему легальная стоит немного дороже. Естественно, что нелегальная водка с российского рынка никуда не исчезла, а лишь подорожала. Но именно эта мера может стать (а может и не стать) первым механизмом (толчком, пинком) в зад местных администраций, которые до 2010 г. бороться с нелегальной водкой не хотели (а ведь некоторые регионы боролись и достигали определенных результатов), а разрешали своей системе розничной торговли продавать эту продукцию в регионах совершенно открыто. Пока никто не объявил в России компанию по борьбе с нелегальной водкой. И сама она никуда не уйдет. Да и из озвученных федеральных мер новая принята только одна – минимальная цена. Мы, возможно, наивно, но продолжаем считать – минимальная цена должна всего лишь открыть дорогу в регионах с собственным производством легальной водки «здоровому» проявлению регионального сепаратизма (по крайней мере, в тех регионах, где власть готова заменить совей дешевой водкой нелегальную; не более того). Это вовсе не панацея против нелегального рынка водки в глобальном плане.

Вот, уже «задергался» Приморский Край. Свежая информация от 11.01. «Проблемой для приморских производителей алкоголя стало снижение заявок розничной торговой сети. Торговля отдает предпочтение продукции, завозимой из других регионов. Новогодние распродажи подтвердили это. «Если нам удастся максимально легализовать рынок, не допустить продажи алкоголя сомнительного происхождения, наши местные производители смогут своей качественной продукцией заполнить образовавшуюся нишу, — подчеркнул начальник отдела пищевой и перерабатывающей промышленности департамента сельского хозяйства и продовольствия Приморского края В. Пономарев. Главной мерой по поддержке местных предприятий является сокращение объемов нелегального оборота контрафактной алкогольной и спиртосодержащей продукции. Так, в рамках месячника «Нелегальный алкоголь» были проверены примерно 300 предприятий, торгующих алкоголем, 88 железнодорожных вагонов и 51 физическое лицо. Выявлено 100 торговых точек, осуществлявших розничную продажу алкогольной продукции без лицензии. Изъято из незаконного оборота 4 483 литра алкогольной продукции.

В Приморском крае два предприятия производят алкогольную продукцию – «Уссурийский бальзам» и «Арго».

И что— если власть захочет заменить нелегальную водку по 89 своей легальной по 95, она не сможет этого сделать? Сможет. И народ перейдет на самогон. Но легальный –то рынок от этого точно не пострадает. А вот это уже вторая часть задачи, которую должна помочь решить минимальная цена— обратить внимание на несоответствие доходов граждан и цены на легальную водку. Вчера государство озаботилось проблемами безработицы: на канале РБК репортаж из славного Елецкого государственного университета: выпускники рассчитывают на зарплату в 9 000 – 10 000 руб, а им предлагают по 5 000 – 6 000 руб. О чем вообще можно говорить?

Поделится: