Нужна ли нам ЕГАИС в виде автоматизированной крыши нелегального рынка?

А никто на этот вопрос ответа не знает. У нас ее (ЕГАИС) не было и до сих пор нет. Она создается уже 4 года (ровно столько времени прошло с момента подписания закона, узаконивающего работу над ее созданием).

Как она создавалась все эти годы – это сюжет для авантюрного романа. Но ведь должен быть какой-то итог четырехлетней деятельности государства по разработке и внедрению системы; по анализу ее работы в течение 3,5 лет на алкогольном рынке после ее внедрения. Кто-то в органах государственной власти должен хотя бы сказать – да, мы пользуемся информацией, курсирующей в этой системе; система помогла нам решить такие-то задачи. По-видимому, этим кто-то должен быть ФНС, поскольку фактически до сих пор этот орган отвечает за ее внедрение, работу и развитие. Нужна ли она ФНС? Вопрос без ответа. Мы ждали, что появиться наша профильная Федеральная служба, и ей этот проект станет интересен. Но самой службы фактически до сих пор нет.

Историю ее появлением и создания знают все. Не стоит повторяться. Можно лишь вспомнить, что по вине депутатов, принимавших 102 закон и ничего не понимавших в алкогольном регулировании, из верноподданических побуждений указавших неправильные сроки ввода системы в действие (ошибка в несколько лет) отрасль из-за простоев в январе— марте и июле 2006 г. потеряла не менее 2,5 млрд дол. Кроме того, на внедрение системы бизнес выложил еще не менее 0,5 млрд дол за эти годы. Можно вспомнить, как наказали трех непричастных к этому чиновников в 2006 г.

Изначально идея ЕГАИС была красивой и утопической. Есть реалии российский жизни и экономики. Но за нее ухватились, как за возможность отчитаться перед «строим Президентом» о создании автоматизированной системы контроля за алкогольным рынком. Грефу она понадобилась, чтобы убрать систему акцизных складов как элемент системы региональных барьеров, препятствующих вступлению России в ВТО до конца 2006 г.

Теперь о системе вспомнил Президент России. Сегодня ЕГАИС— это вещь в себе, информация в которой оказалась никому не нужна. Если нужна, то каким образом поддерживался все эти годы уровень нелегальной водки на отметке 30% легального рынка на протяжении 2006— 2008 г.г. Этот же уровень легальности обеспечивали акцизные склады (2001 – 2005 г.г.); они активно легализовали всю нелегальную водку в России. На этом же уровне легальности рынок находился рынок водки и ЛВИ в 1999— 2000 г.г. Для справки: в 2007 г. рынок легальной водки и ЛВИ— 131 млн дал, нелегальной – не менее 60−64 млн дал; в 2008 году 120 и 70— 75 млн дал; в 2009 рынок легальной водки и ЛВИ составит не более 105−107 млн дал, а нелегальной – не менее 85 – 90 млн дал. Система акцизных складов не была безупречной. Но там, по крайней мере, если регион хотел, то он не пускал нелегальную водку на свой внутренний рынок. У него была такая возможность. А сегодня администрации регионов (например, Кировской области) публично признаются, что ничего не могут сделать с водкой дешевле 60 рублей в рознице и что эта водка хорошего качества.

Так, может быть, дело не в ЕГАИС, а в чем-то другом. Такого бардака на алкогольном рынке не было давно. В спиртовой отрасли хаос начался еще полтора года назад, и главным достижением спиртового рынка в 2009 г. стало хотя бы то, что легального спирта этилового ректификованного из пищевого сырья впервые за полтора года хватило на производство легальной водки и ЛВИ.

Мы абсолютно уверены в том, что спад производства легальной водки и ЛВИ с октября 2008 г. по май 2009 г. увеличил рынок нелегальной продукции на 27% — 30%. Система не может контролировать рынок; его контролируют (или должны это делать) конкретные люди. А система может быть лишь элементом контроля.

На рынке алкогольной торговли Москвы прошла внутренняя и долгожданная информация о том, что Московское Правительство начало борьбу с подозрительно дешевой водкой в системе столичного ритейла. Сколько лет мы все писали о том, что нелегальная водка открыто продается по всей России. Но в 2009 г. дошло до полного беспредела. Ритейл всегда считался властью «образцово— показательным элементом розничной торговли». Но когда в московских сетях (например, в «Ашане») появилась водка сначала по 50 рублей за 0,5 л, а потом по 42 рубля, то терпение легальных производителей иссякло. Все— таки, если в магазине продается водка по цене ниже стоимости акциза и НДС (45 рублей), то это обращает на себя внимание.

Сегодня ритейл договаривается с государством о социальных ценах на продукты питания. Очень правильно и хорошо. Мы прекрасно понимаем и много раз писали о том, что источником нелегальной водки и суррогатов крепкого алкоголя является недоступная для 30% — 35% населения цена на легальную водку. Что нелегальная водка— это часть государственной алкогольной политики. И водка – это в России социальный продукт. Пусть не для всех. Никто не стал слушать разумные предложения нашей профильной Федеральной службы по снижению ставки акциза и введению минимальных цен. Вместо этого общественники, церковь и Президент на днях объявили о необходимости роста ставки акциза и цен на водку. При этом начинается мощная антиалкогольная компания под руководством церкви, которая вдруг стала нашей совестью (с чего это вдруг? Или мы возвращаемся в дремучее религиозное прошлое?). И одновременно с этим в иностранной сети продается водка по более чем сомнительной цене. Интересно, знают ли о подобном факте в головном офисе компании? Могла ли она там появиться просто так ни с того, ни с сего? Но где же этика ведения бизнеса?

Если государство хочет и чтобы пить бросили, и чтобы легальную водку пили, и одновременно разрешает водке по цене ниже легальной продаваться в рознице, то где же последовательность? Да, без водки по нелегальной цене определенный потребитель обойтись сегодня не может. Так, признайте это и выпускайте для него государственную безакцизную водку.

Так что ЕГАИС— лишь верхушка айсберга, который прикрывает собой гигантский нелегальный рынок алкоголя в России. Ее наличие позволяло докладывать наверх о проводящейся работе над повышением легальности рынка с помощью автоматизированной системы. Этака автоматизированная крыша нелегального рынка (раз в системе крутится и нелегальная продукция).

Можно ее прихлопнуть как муху (что помчатся делать чиновники и депутаты после высокого указания). Но беда в том, что: и антиалкогольная компания идет; и скоро очередные выборы. А потому (даже если примут поправку к 102 закону об изъятии системы) через некоторое время очередной инициативный депутат заявит о необходимости усиления автоматизированного контроля (все-таки 21 век на дворе) и предложит новый вариант разновидности ЕГАИС. Поэтому до ее возможной отмены (а может и нет) разобрались с итогами ее работы и сделали вывод о возможности или невозможности продолжать ее создание. И какую реально помощь систему могла бы оказывать, и кому. Ну, поменяют сейчас всем программное обеспечение, и что от этого изменится. Может, нелегальной продукции станет хотя бы в перспективе меньше? Не станет. И розницу в ближайшие 10 лет к ЕГАИС никто не подключит.

Дело не в ЕГАИС, дело в людях, которые и без всякой ЕГАИС могли бы навести порядок, но не хотят.

Поделится: