Детективно – коньячная история (наших бьют!)

В последнее время наши вели себя во Франции как дома. Покупали виноградники в Бордо и Коньяке, причем не только крупные такие крупные компании, как «КиН» и «МВЗ», но и средние.

Честно говоря, мы недолго ждали – чем это кончится. Все-таки для развитых стран проникновение России и ее капиталов в западное общество таит некую «угрозу». Мы для них чужие; болгары, румыны, венгры, чехи, даже прибалты и т.д. почти сразу стали своими (всего то с 1945 по 1990 прошло 45 лет, как они отделились нашими же по результатам войны от западного мира и перешли к нам). Быстро своими стали для них грузины и даже украинцы. Кстати, у нас и не было с украинцами нормальных отношений на государственном уровне с того самого 1991 г. Средняя Азия— разговор особый. Восток— дело тонкое.

А мы для запада все равно чужие (и чужими останемся), и деньги наших компаний (мы не говорим уже даже об олигархах) – подозрительны.

Поэтому долго нам ждать не пришлось. Показательная порка российской компании состоялась совсем недавно. Буквально пару недель назад висело на канале РБК объявление о продаже 100 га земли с виноградниками в Бордо; висело один день (по смешной цене 2 000 дол за сотку). Мы писали об этом. Но его сразу сняли. Мы не думаем, что это по причине моментальной покупки виноградников. Это же удар по престижу Франции. Но объявление это появилось уже после некоторого коньячного скандала, который мы как раз и расценили в качестве предостережения российским компаниям, активно «лезущим» на французский рынок с целью покупки активов. Первые покупки наших компаний, видимо, расценили как экзотику. А последний случай привел к скандалу или провоцирует ситуацию.

Итак, французский производитель коньяка A. de Fussigny, чьим основным акционером является российская компания «Арома», обратился во французский суд. Он жалуется на дискриминацию со стороны банков, отказывающихся предоставлять компании кредиты из-за того, что ее акционеры — россияне (50% акций коньячного дома принадлежит российской компании «Арома»). A. de Fussigny подала иск в уголовный суд Ангулема (запад Франции) 26 марта. В заявлении указывается на «отказ предоставления услуг, мотивированный принадлежностью либо непринадлежностью, подлинной либо предполагаемой, к этнической группе, расе или определенной религии».

Осенью 2007 года глава A. de Fussigny договорился с банком Banque Populaire о кредите в размере 400 тыс. евро. В конце декабря 2007 года российский торговый дом «Арома» приобрел 50% французского производителя коньяка и бренди. По некоторым данным, сделка обошлась в 4−5 млн. евро. Компания располагается в городе Коньяк. Французская компания в то время испытывала сильные финансовые затруднения и находилась на грани развала. Однако в день подписания контракта между A. de Fussigny и «Аромой» банк отказал в выдаче кредита и деньги не перевел. Глава копании обращался в ряд крупнейших банков: HSBC, BNP Paribas, Société Générale, Crédit Lyonnais. Как говорится в иске, каждый раз представители банков в устной беседе ему объясняли, что не выдают кредиты компаниям, партнерами которых являются россияне.

Вот такая маленькая интересная история. Ведь и «Арома» не первый лень работает во Франции— сколько французского коньяка под российскими брендами ввезла она за последние годы в Россию. Зачем-то был нужен французской стороне этот скандал, который еще не завершился. Посмотрим на следующие сделки с участием российских компаний во Франции.

Израильские страдания

В основе древнеримского права при розыске подозреваемых лежал простой посыл— ищи тех, кому это выгодно.

Итак, Израиль. В 2007 году 50% алкоголя, проданного в Израиле (не считая вина) — импорт. 35% произведено в Израиле, и лишь 15% продано через «дьюти-фри». Однако при пересчете с литров на деньги, картина меняется. Доля израильского производителя снижается до 16% (более чем в 2 раза относительно объема), доля импортеров падает до 44%, а на зону беспошлинной торговли приходится уже не 15, а 40% (рост почти в 2,5 раза). Причина этого парадокса в налоговых скидках, полагающихся магазинам системы «дьюти-фри». Мы не один раз писали о том, что вообще не понимаем причин существования в мире такой системы торговли. Могло бы существование такой торговли в интересах туристов быть оправданным лишь в странах, где есть жесткие запреты на алкоголь (некоторые мусульманские страны) и все. Но система почему-то живет и в условиях кризиса обеспечит себе относительное дополнительное процветание (даже если объемы продаж и несколько упадут). Мир, якобы, борется с алкоголизацией, но система дьюти-фри— священная корова алкогольной отрасли. Ответ прост— посмотрите, чья там в основном продается продукция. Мировых грандов и брендов. Пока все в мире было хорошо, рос средний класс и продажи в системе дьюти— фри – всех все устраивало. В кризис появилась реальная угроза спада продаж дорогого премиального алкоголя мировых грандов во всех системах торговли (в дьюти-фри в меньшей степени— здесь самые низкие цены; но есть угроза сокращения числа пассажиров, туристов и т.д., а значит и продаж даже в этих заповедниках алкоголя).

Итак, в израильском дьюти— фри размер скидок на алкогольные напитки колеблется от 45% до 120%. Чем дороже напиток, тем выгоднее покупка. Поэтому, дорогие виски и коньяки израильтяне предпочитают покупать именно в аэропорту, выигрывая в цене до 120%. Кто-то же вводил такие правила игры ранее в интересах производителей и владельцев продаваемого там алкоголя. Выгода же только для них очевидна— они в любом случае получают свой доход.

Что-то в этой системе теперь не устраивает Минфин Израиля; он планирует реформировать правила беспошлинной торговли алкоголем. Вместо дифференцированного налогообложения, когда размер налога зависел от цены на бутылку, предлагается ввести единую пошлину на все напитки, продающиеся в дьюти-фри вне зависимости от стоимости. Если предложение будет утверждено, то дешевая водка подорожает на несколько шекелей (1 шекель примерно 8 рублей), а дорогой виски подешевеет на десятки процентов. Но кому особо нужна дешевая водка в дьюти-фри? То есть, и это решение принимается в интересах все тех же мировых грандов – владельцев основных брендов виски и т.д.

Поделится: