Украина оклемалась?

В разделе о пьющих братьях— славянах ежемесячно мы подводили, начиная с января, и будем стараться подводить и далее сравнительные итоги производства по трем основным славянским странам. Но Украина давала все какие-то усеченные итоги производства; белорусы после нашей первой сравнительной статьи вообще перестали писать в своих СМИ про производство, но сохранили отчеты о потреблении. Украина наконец-то выдала полный отчет за март 2009 г. Страна чудес!

У нас в России не упал только легальный коньяк. Все остальное – ниже «уровня плинтуса». Что-то в российском народе эдакое французское проснулось. Видимо, сказываются последствия войны 1812 г. до сих пор. Или проснулись аристократические гены. «Винэксим» собирался коньяк «1812 год» выпустить; очень бы ко времени пришлось.

Так, по итогам марта в Украине резко увеличилось производство водки и крепких спиртных напитков. По сравнению с мартом 2008 года производство водки в марте 2009 года увеличилось на 25,4%. В январе-марте 2009 года выпуск водки по сравнению с январем-мартом 2008 года увеличился на 15,8%. Предлагаем отправить наших госспециалистов российской алкогольной отрасли и профильных депутатов в Украину на стажировку. Кроме того, как ни плачется украинское расколовшееся на 2 лагеря виноделие, как ни стонут они под игом ВТО, но винодельческие предприятия Украины в марте увеличили производство виноградного вина производство виноградного вина в марте 2009 года увеличилось на 1,9%. У нас-то тоже минус. Правда, и там в январе-марте 2009 года производство виноградного вина уменьшилось по сравнению с январем-мартом 2008 года на 7,3%. По сравнению с мартом 2008 года, выпуск шампанского в марте 2009 года уменьшился на 9%; а в январе-марте 2009 года по сравнению с январем-мартом 2008 года выпуск шампанского сократился на 10,2%. По сравнению с мартом 2008 года производство слабоалкогольных напитков в марте 2009 года уменьшилось на 13,3%; а в январе-марте 2009 года производство САН уменьшилось на 10,1%. По сравнению с мартом 2008 года производство пива в марте 2009 года уменьшилось на 17,2%. В январе-марте 2009 года по сравнению с аналогичным периодом 2008 года выпуск пива уменьшился на 13,6%.

Странным образом в России в кризис продолжает расти производство легального коньяка, а в Украине – водки. Говорит ли это о своеобразии двух ветвей славянской культуры, сложившейся за последние 20 лет независимости друг от друга? Пока сказать сложно. И когда это россияне успели приобрести столь аристократические замашки?

Но однозначно одно: мы растем за счет самого дешевого коньяка, а они за счет самой дешевой водки. О нашем непонятно откуда берущемся в России коньяке мы уже писали не раз. Чего стоят только меняющиеся раз в год лидеры производства коньяка в Дагестане. А вот в связи с кризисом украинцы (как люди без претензий и пижонства) переходят на более дешевую водку. Напомним, что минимальную цену в Украине ввели 15 ноября, но легальная водка начала свой рост с октября (с момента смены акцизных марок). Операторы украинского водочного рынка полагают, что на долю нижнего ценового сегмента — до 20 гривен за бутылку 0,5 литра (если усреднить курс ЦБ РФ и НБУ, то 1 гривна = 4,2 руб., а 20 гривен – это 84 руб; при этом минимальная цена в 14 гривен— 58,5 руб.) — приходится сейчас не менее 35% от общего объема производства украинской водки. И в течение 2009 года эта цифра будет только расти хотя бы потому, что на водку с 1 июня поднимутся акцизы. Что вызовет дополнительный интерес украинских производителей к российскому рынку. Значительная часть потребителей легальной водки в Украине откатились в покупке водки на 22% вниз по цене (с 18−20 гривен до 14−16 за бутылку). При этом за 2008 год производство водки в Украине увеличилось по сравнению с 2007−м на 11,1% и составило 41,2 тыс. дал. Мы в России рухнули с 131 млн дал 121 млн дал (в легальном исполнении). Теперь уже, правда, никто в Украине не рассуждает о нелегальном рынке Украины.

Ранее (до кризиса, в 2007 г.) рынок нелегальной водки украинские эксперты оценивали в 20% (некоторые – в 15%); эксперты «ЦИФРРА» считали много раз, беря за основу белорусское потребление (единственное – на которое можно опираться при расчетах украинского и российского), у нас получалось – не менее 30%. И даже мы ошибались. Простой расчет: на дворе кризис; рынок легальной водки вырос на 11% в 2008 г. Неужели нелегальный рынок составляет сегодня 10% (по старым украинским расчетам) или 20% по нашим старым расчетам? Не может быть. Он должен быть сегодня больше. Кстати, в феврале 2009 г. было разлито в Украине водки на 22,7% больше, чем за тот же период годичной давности.

Как всегда «отличились» эксперты ACNIelsen: они отмечают, что Украина по объемам продаж крепкого алкоголя в 2008 году продемонстрировала самый быстрый рост в мире — 43%. С чего они это взяли— загадка? Ни по объему, ни в деньгах такого роста по стране нет. А по России этот темп они оценили в 17% (и дали нам четвертое место в мире). Как мы не пытались высчитать и найти эти 17% в 2008 г. – ничего не получилось (ни по крепкому, ни по всему в целом).

При всех политических разногласиях наших лидеров – мы все-таки очень похожи даже в кризис (хотя бы пристрастием к крепкому алкоголю: они к напиткам – попроще, мы – поаристократичнее).

Поделится: