Пить иль не пить?… Вот в чем вопрос — в ночное время…

Долго ломали голову— с чего вдруг люди— депутаты, давно не занимающиеся алкоголем (бывшие авторы 102 закона, от которого многие до сих пор на рынке икают), вдруг вновь заинтересовались им, но не всем, а именно низко алкогольной продукцией. Хотя пресса тут же связала этот процесс с борьбой с пивным рынком. И, правда, если ночью крепкий алкоголь уже во многих местах не продают, то не вино же ночью покупать. Конечно, пиво.

Вопрос тем интереснее, что сегодня эти депутаты заняты гораздо более благодатной темой— законами о розничной торговле. Вопрос более чем серьезный. И политический, и экономический. На кону судьба дальнейшего развития ритейла в России. Что уж тут какой-то алкогольный рынок. В серьезном ритейле оборот алкоголя в лучшие докризисные время был на уровне 10%−12%. Не от хорошей же жизни сегодня в крупных московских сетях водку по 45 рублей открыто продают. И никто ничего сделать не может; как в Кирове, где чиновники коллективно признали нелегальную водку безукоризненно качественной и неприкасаемой.

В идеале, надо бы, наоборот, поощрять всемерно продажи в системе розничной торговли низко алкогольную продукцию, если думать по— государственному о структуре потребления алкоголя в России, а не идти на поводу борцов с ветряными мельницами, требующими то запрета алкоголя, то водки по минимальной цене в 250 руб., то снижения производства спирта (которого— легального— у нас и так меньше половины рынка). .

Закон о розничной торговле – это, прежде всего, закон о российском ритейле. Естественно, ритейл готов на все, чтобы этот закон позволил ему выжить в кризис и по максимуму сожрать прочую розничную торговлю в ходе кризиса и в будущем. На рынке ритейла идут более чем интересные процессы: полупремиальный ритейл маскируется ценами под дискаунтеры; «Перекрестки» становятся «Пятерочками» и т.д. В кризис гармонично будут развиваться несетевые формы розничной торговли, в том числе – рынки. Одновременно иностранцы планируют покупки серьезных сетей уровня «Седьмого континента». Это ж какие деньги сейчас в игре? Чтобы не происходило в России, меньше всего пострадает система розничной торговли в целом (она свои 30% минимум на всем, что угодно, все равно «заработает»).

Что такое ночная торговля алкоголем для крупной розницы? Там, где продается ночью алкоголь, это гораздо менее 10% от дневной продажи алкоголя (то есть, менее 10% от 10% оборота, который составляет алкоголь для ритйела). В небольших магазинах (и других объектах розничной торговли) продажи алкоголя в целом дают до 30% оборота. И ночные продажи там гораздо выше, чем в крупных магазинах. Ночью алкоголь именно в малой рознице и покупают. И если раньше (года два назад), когда шли дебаты в Москве о запрете ночной алкогольной торговли, велась речь о том, что малая розница— основной продавец нелегальной водки, то что говорить сейчас, когда ритейл продает водку по 45−50 руб. за 0,5 л?

Мы можем ошибаться, но удар предполагалось нанести запретом ночной торговли низко алкогольной продукции по малой рознице в интересах крупной в благоприятных условиях антиалкогольной компании в России. Но здравый смысл в Правительстве на этот раз победил.

Поделится: