Вектора 1 квартала

Обзор ЦИФРРА событий на мировых рынках

Diageo расставляет акценты

Наши поздравления российскому подразделению «Диаджео» — оно стало главным в Восточной Европе, подчинив все остальные. Осторожно, не торопясь, шаг за шагом: сначала открыв представительство компании в России, затем создав компанию «А1» совместно с «Альфагрупп» для дистрибьюции своей продукции и скандального «Смирнова», затем – выкупив у «Альфы» ее 25% в «А1», входила в Россию компания. Процесс проникновения завершен. Будучи реально главным и наиболее перспективным центром продвижения продукции «Диаджео» среди стран Восточной Европы, российское представительство сконцентрировало свое влияние на европейские продажи компании. Приятно, что руководить новым «образованием» компании будут «россияне»: управляющим директором региона Восточная Европа и Россия назначен Д. О’Кифф, ранее руководивший российским подразделением Diageo. На должность директора по корпоративным отношениям в регионе Восточная Европа и Россия назначена Е. Кузнецова. Объединенное направление будет курировать рынки Азербайджана, Албании, Армении, Беларуси, Болгарии, Боснии, Венгрии, Грузии, Израиля, Исландии, Казахстана, Кипра, Кыргызстана, Латвии, Литвы, Македонии, Мальты, Молдовы, Черногории, Польши, России, Румынии, Сербии, Словакии, Словении, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Украины, Финляндии, Хорватии, Чехии и Эстонии.

Мир для таких «монстров» как «Диаджео» давно уже подобен мозаике или конструктору, что позволяет в нужный момент создавать необходимые для роста или выживания «конструкции». Несмотря на спад импорта в Россию крепкого экзотического алкоголя в период кризиса примерно на 30%, так или иначе, Россия все равно остается одной из наиболее перспективных стран в плане продвижения этой продукции. За последние 4−5 лет мы в 4 раза увеличили объемы потребления виски, рома, текилы, джина и абсента (в целом). Более чем вероятно, что независимо от политики нашего Правительства (как это было все последние 18 лет) мы гораздо раньше выкарабкаемся из кризиса, чем прочая Восточная Европа.

Хотя объединение может быть продиктовано именно снижением роли России в настоящее время в потреблении крепкой алкогольной экзотики в кризис.

Богатые тоже плачут

В США компания «Fortune Brands» сообщила о падении чистой прибыли в первом квартале этого года на 93%, продажи вина и крепкого алкоголя Beam Global снизились более чем на 5%. Чистая прибыль упала до 7,4 млн. долларов за три месяца 2009 г., по сравнению с 120,5 млн. долларов в том же периоде прошлого года. Чистые продажи упали на 20% до 1,44 млрд. долларов. Beam Global Spirits & Wine, принадлежащая компании, сообщила об операционной прибыли за квартал в размере 128,6 млн. долларов. Beam приносит около 60% годовой прибыли Fortune Brands и включает в свой ассортимент бурбон Jim Beam, коньяк Courvoisier и текилу Sauza. Продажи этого бизнеса упали на 5,6% до 486 млн. долларов за квартал, по сравнению с аналогичными тремя месяцами прошлого года.

Текила этой компании – одна из очень популярных в мире. Не исключено, что мексиканский «свиной» грипп постараются использовать для борьбы с текилой конкуренты. У нас часто доводят дело до абсурда. Хотя практически вся мексиканская текила давно принадлежит мировому международному бизнесу, и он не должен позволить подобного развития событий. Если вспомнить аналогичные события в Китае («птичий грипп»), то, например, на импорт плодовых вин из Китая грипп не успел повлиять. И имидж Китая в целом не нарушил. Но сегодня в этот «костер паники» добавляет свои «поленья» рецессия.

Россия поддерживает Украину

За три месяца 2009 года объем продаж водки «Хортица» вырос в России в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. У компании своя политика, настойчивая и агрессивная, за которую ее часто критикуют на рынке Украины. Но на рынке розничных продаж водки в Украине она уже более двух лет компания №1. Очень похоже, что аналогичную задачу на рынке импортной водки в России компания воплощает в жизнь. Еще не так давно два игрока определяли рынок украинской водки в России: «Немирофф» и «Союз— Виктан». В 2005 г. «СВ» начал миграционные операции, а в 2009 сократил свой украинский импорт в Россию до минимума, но вошел в группу производственных лидеров в России. «Хортица» реально начала осваивать российский рынок в 2007 г. И в 1 квартале 2009 г. рынок украинской водки в России вновь определяют в основном два оператора: «Немирофф» и «Хортица». Обе компании перенесли часть производства в Россию. У «Немирофф» производство недорогой водки на «Ярославском ЛВЗ». У «Хортицы» — «отложенный» завод в Ленинградской области и продолжение производства на «Столичном тресте». Поскольку основной бренд компании – водка «Хортица» (а про нее украинцы говорили, что она всегда будет производиться в Украине), то соревнование за российский рынок импортной водки будет продолжаться и далее на уровне двух украинских брендов: «Немирофф» и «Хортица». Победителя определит рекламный бюджет, мастерство Торговых Домов компаний в России и потребитель.

Неоконченная партия SPI

Апелляционный суд округа Вашингтон разрешил Spirits International (входит в SPI. Group) повторно подать заявку на регистрацию в США товарного знака Moskovskaya. В 2008 г. патентное ведомство отказало в регистрации этого знака из-за того, что водка SPI. не имела отношения к Москве. Странная логика. Не так давно в Европе слушалось дело по обвинению SPI в производстве «нероссийской водки» «Столичная» (по обвинению «Русского стандарта»). И суд решил, что водка, производимая в Прибалтике— вполне российская. Ну, да суд разберется. Тем более, что компания «СПИ» воодушевлена тем, что ее «отделили» от «Минсельхоза» (им «Минсельхоз», видимо, мешал все эти годы). Теперь они вообще все российское готовы защитить за рубежом. Отделение и переподчинение в «СПИ» восприняли как повышение и позитивную оценку их работы. Значит, так это и есть.

А «идейный противник» «СПИ» — компания SPI запускает в эксплуатацию спиртовой завод мощностью 100 тысяч литров спирта в сутки в пос. Новая Ляда под Тамбовом. Закладка камня в фундамент будущего завода состоялась осенью 2003 года. Инвестиции по проекту на сегодняшний день составили 1,775 млрд рублей. Строительно-монтажные работы и пусконаладочные операции на предприятии завершены. Основные технологические узлы производства изготовлены немецкими фирмами. Установлены система водоподготовки для получения технологической воды со сбалансированным микроэлементным составом и автоматизированная блочно-модульная паровая котельная. Стоимость оборудования для производства пищевого спирта составляет более 14 млн. дол. На предприятии предусмотрено полностью безотходное производство. Кроме этилового спирта из пищевого сырья здесь будет освоен выпуск дрожжей и высокобелковых кормов для животноводства (более 100 тонн в сутки). С началом работы нового предприятия спиртовая промышленность региона будет способна производить более 5,5 млн дал спирта из пищевого сырья. На сегодняшний день в условиях падающего российского рынка – это не менее 11% легального спиртового производства России (рынок легального спирта у нас теперь на уровне 50−55 млн дал в год, а легального и нелегального в сумме исходя из производства легальной и нелегальной продукции только из этилового ректификованного спирта из пищевого сырья по нашим расчетам составляет не менее 93−95 млн дал в год).

Несмотря ни на что, компании SPI разрешают иметь развивающийся в России бизнес. То ли навсегда, то ли до поры до времени.

Поделится: