Мелкими штрихами

Обзор ЦИФРРА событий на российском рынке

Киров

Сергей Миронович Киров, именем которого названа область и город, был бы очень недоволен беспомощностью нынешней кировской власти. Итак, Информационно – аналитический еженедельник «Вятский наблюдатель». Новости за 5 мая. Даем практически дословно. Начальник управления торговли и потребительских услуг при правительстве Кировской области О. Колобов в ходе правительственного часа в областном Заксобрании заявил следующее: «Качество «сверхдешевой» водки в кировской торговле соответствует всем стандартам». Он проинформировал депутатов о том, что качество водки производства Кабардино-Балкарии, Дагестана и Северной Осетии, которая продается в некоторых кировских торговых сетях по цене чуть больше 60 рублей (в полтора раза дешевле местных сортов), подтверждено по всем параметрам проведенными экспертизами. На бутылках с этой водкой наклеены акцизные марки, и изъять ее из оборота кировские власти не имеют права. «Мы живем в едином экономическом пространстве, — заявил О.Колобов, — и запрещать торговлю качественной продукцией из других регионов мы не можем. Есть один вариант, хотя он требует времени и денег: реклама собственной продукции, создание единого вятского бренда. Иных вариантов борьбы, в том числе силовых, сегодня практически нет». Впрочем, это не исключает того, что «мы будем предпринимать какие-то меры по защите своего рынка будем на уровне оптовых баз. Этим вопросом занимается УВД и налоговая инспекция». Местные производители спиртного считают, что с водки, попадающей к нам из южных регионов, не уплачен акциз. Начальник отдела по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке УВД Кировской области А. Климкин в разговоре с «Наблюдателем» высказал версию о том, что на заводе в Кабардино-Балкарии акцизная марка с одним номером наклеивается сразу на несколько бутылок. Водка с подлинниками идет в другие регионы, а с дубликатами акцизных марок — реализуется на месте. По словам зам. начальника отдела санэпиднадзора А. Тимшина, ни случаев массового отравления, ни даже жалоб на качество алкогольной продукции по городу Кирову и Кировской области не выявлено. Читая это, чувствуешь себя идиотом. Во-первых, это однозначно рекламная статья на государственном уровне в защиту и поддержку нелегальной водки. Во-вторых, что мешает местной налоговой устроить встречную проверку с налоговой производителей, если местная власть действительно хочет побороть нелегальную водку, пока федеральная власть ищет причины не устанавливать реальный уровень минимальной цены?

Но это Киров, «до царя и Бога» далеко. А вот московские власти тоже начали борьбу с ритейлом, который продает водку по 42— 50 рублей в своих магазинах. И что из этого получится— посмотрим. Мы можем себе представить – какое давление идет сверху и снизу на пытающихся бороться. Пожелаем им удачи.

Калининград

Руководство компании «СПИ-РВВК» опасается передела собственности. Такой вывод сделали СМИ на заседании областного союза промышленников и предпринимателей во время выступления генерального директора компании. Бездействие региональных властей негативно сказывается на развитии областной бизнес-среды. По его мнению, такая пассивность руководства региона создает благодатную почву для операций по незаконному переходу права собственности крупных калининградских компаний. Полтора года назад на предприятии состоялся настоящий рейдерский захват: «маски шоу». Предприятие находится в национальном холдинге, в который входят также и предприятия из других российских городов. Когда в Перми случился аналогичный захват, то через 20 минут губернатор Пермского края был на предприятии и предложил рейдерам сначала объясниться с ним, а потом предпринимать какие-либо действия. В Калининградской области такого не произошло. Сразу после попытки захвата завода в Калининграде, генеральный директор лично занес в приемную губернатора обращение. — ответа нет до сих пор. Это к вопросу о том как, региональная власть помогает местному бизнесу.

Вот такая заметочка в прессе. Очень велика вероятность того, что в ближайшее время мы увидим наступление государства на активы компании SPI в России. Иначе и быть не может. К истокам спора возвращаться не хочется. Мы много раз писали на эту тему, но многолетняя судебная тяжба на международном юридическом поле ни к чему ни привела. «Столичная» остается в руках SPI, продажи водки превышают 3 млн дал в год, сырье для нее производится в России. Основным борцом с компанией SPI была государственная компания «СПИ». Судьба этой компании под большим вопросом.

У государства сегодня два алкогольных актива. «Росспиртпром» и «Союзплодоимпорт». Пока «РСП» вроде бы остается за Минсельхозом; а «СПИ» 22 апреля передали в Росимущество (но целиком, а слухи ходили почти год назад, что заберут только бренды). Зачем это сделано, неясно. Как и многое другое, что делает государство в алкоголе. Пока неясно, что государство желает сделать с этими активами. Правой— вроде укрепляет «РСП» (разделив на 2 организации и усилив кадрами лучшую его часть); левой его ослабляет (не мешая «ВТБ» планировать продажи лучших его активов частным компаниям). С «СПИ» вообще ничего непонятно; после того, как прошла в конце июля информация о том, что бренды «СПИ» планируют отдать в Росимущство, началась явная агония. Хотя после этого и были какие-то легкие опровержения со стороны «СПИ». Информация явно появилась раньше, чем нужно. Если до того компания не отличалась успехом на ниве развития водочных государственных брендов, но не было проблем с «Советским» и «Московским», то теперь в преддверии информации, которая вполне могла стать фактом, начались операции по «спасению» «Советского» и «Московского». О нашем взгляде на эту проблему писали не раз. Но в результате мы (а государство это не они, а МЫ с ВАМИ) опять имеем проблемы с этими двумя незыблемыми брендами шампанского и коньяка.

Сценарий может пойти по пути дальнейшей передачи компании «СПИ» в ведение Федеральной службы. А может – и нет. Сегодня трудно объяснить государственную позицию на алкогольном рынке. Пока ее нет, а есть только предложения Федеральной службы. Владение брендами вполне может уйти от «СПИ», а компанию могут оставить заниматься продолжением юридической борьбы за «Столичную», тем более, что полномочия ей продлили до конца года (а могли бы и на несколько лет; значит, что-то помешало).

Если начнут разбираться с «СПИ», то обязательно влезут в проблематику отношений с «SPI». Это же серьезные деньги— 3 млн дал в год за рубежом. Если вопросом этим начнет заниматься серьезный человек, то обязательно вспомнят о российских спирто-водочных активах компании «SPI» в Калининграде, Тамбове и Перми.

Поэтому беспокойство руководителя компании «СПИ-РВВК» в Калининграде, принадлежащего компании «SPI», вполне оправданно. При этом если раньше переговоры по «Столичной» могли вестись между участниками спора с посредником в лице бывшего дистрибьютора – крупнейшего мирового оператора «Перно-Рикар», то теперь такого посредника, заинтересованного в мирном разрешении конфликта, уже нет.

Екатеринбург

Еще одно тревожное и неприятное известие из стана ведущих (еще недавно) российских дистрибьюторов.

Развивается история еще старых взаимных неплатежей. «Производители алкогольной продукции столкнулись с неплатежами со стороны оптовых компаний. Пока они вынужденно кредитуют партнеров, но отдельные предприятия уже идут в суд. «Уралалко» обратилось в арбитражный суд Пермского края с иском к екатеринбургскому «ОмегаОпт Трейд» о взыскании задолженности по договору поставки продукции на сумму более 14,5 млн рублей. Как сообщил представитель истца, платежи задерживают несколько компаний, но ликероводочный завод предпочитает решать с ними вопросы в досудебном порядке. Но «Омега», по данным «Уралалко», находится в предбанкротном состоянии, что и стало причиной обращения в суд. Другие поставщики алкогольной продукции также сталкиваются с задержками оплаты со стороны оптовых компаний, и в последние два месяца эта проблема обострилась».

Но это опять-таки не означает, что позиции дистрибьюторов шатаются. Россия еще долгие годы никуда не денется от дистрибьюторов. Никакие логистические операторы их не заменят. Более того, надобность в логистических операторах не то что возрастет, а возможно— и снизится. Дистрибьюторы умерят свои аппетиты, перестанут (до нового этапа получения дешевых кредитных денег на развитие) активно лезть на чужие территории, а будут планомерно и нудно окучивать свои области.

Что интересно: некоторые водочные компании— производители нам заявляют— мы покрываем 30% розничных точек России. Как так, задаем вопрос мы. Так: мы поставляем продукцию через собственную дистрибьюцию и региональных дистрибьюторов продукцию в 20 000 торговых точек России. Если посчитать, то 100% по их данным – это около 70 000 магазинов. У нас давно идет путаница с юридическим лицами розничной торговли и торговыми точками, имеющими право продавать алкоголь.

Почему –то из числа торговых точек делают тайну, а из юрлиц нет. Розничных юрлиц, может быть, и 70 000, но торговых точек с алкогольной лицензией в России не может быть сегодня меньше 180 000, а то более 200 000. Периодически регионы дают отчеты (за квартал), а там указывают количество розничных торговых точек с лицензиями. Так, если у нас 60 крупных регионов, то только в них от 2 500 до 7 000 торговых точек с правом продажи алкоголя в среднем. Взять ту же Москву: более 10 000 торговых алкогольных точек. Но редко кто работает более чем с 2 000 (это даже до кризиса); хотя были чемпионы: тот же «Дейрос» или «Аргумент-ХХ». Есть, есть куда развиваться. А развиваться хочется. Если раньше дистрибьюторы прирастали соседними регионами (та же «Омега» или «Формула— Холдинг»), прирастали производством (та же нижегородская «Гармония»), то теперь будут яростно сражаться друг с другом на рынках своих регионов.

В этом плане нам очень импонировала политика ритейловых компаний, входящих в Союз независимых компаний России. Они изначально исповедовали такую идеологию: они не лезут в чужие регионы, но и в свой федералов пускать не хотят. Вот так же теперь будут жить и дистрибьюторы. До выхода из кризиса.

Поделится: