О структурах кризисного регионального потребления (часть 1)

В каждой последующей статье мы будем давать описание изменения структуры потребления в одном – двух регионах в кризисный период. Давать будем не объемы, а динамику и тенденцию структурного замещения одних напитков другими, выражающихся в приростах и спадах в процентах относительно соответствующих месяцев предыдущего года.

Давать динамику с сентября 2008 г.; это последний месяц предкризисной динамики развития рынка. Октябрь— декабрь 2008 г. – это период «инерционного» развития алкогольного потребления. Если в алкогольном бизнесе кризис уже стучался в двери, то потребители пили в предновогодний период по инерции. Тем более, что и власть наша в этот период говорила о кризисе как о досадной кратковременной задержке на пути нашего стремительного движения к развитому капитализму со справедливым лицом. И отрезвление потребителей началось лишь к концу января, когда они поняли реалии надвигающегося кризиса. Поэтому, последняя неделя января и две первые недели февраля – период кризисного отрезвления потребителей, а далее уже – потребление с пониманием затяжного характера той «задницы», в которую мы все попали. Мы не будет характеризовать все аспекты кризиса в алкоголе, а только относительное изменение потребления разных групп алкоголя. Данные статистические и предоставляются каждым регионом; по возможности они включают потребление и с легального и с нелегального рынков, но не учитывают технические и домашние суррогаты водки, которые неэффективной алкогольной и антиалкогольной политикой превратились в составную часть нашего алкогольного рынка. Рынок каждого региона очень индивидуален. Нас иногда антиалкогольщики упрекают в цинизме. Никакого цинизма у нас нет. Мы пишем не для населения, убеждая их пить больше, а для операторов алкогольного рынка. И стараемся это делать откровенно, с пользой для легального бизнеса. В разговорах врачей о пациентах цинизма гораздо больше.

Начнем с России в целом и ЦФО в целом.

Итак— Таблица 1:

Российская Федерация в целом:

Сентябрь 2008 – отличный месяц. Растет все потребление; народ, еще не подозревающий о кризисе и отдохнувший после отпусков вернулся к трудовым будням. Водка— (+2,3%)— все предвещает повторение успеха в производстве 2007; коньяк (+20,2%)— растет преимущественными темпами. Вино виноградное – (+10,3%) – что способствует планам по росту импорта т производства, а также закладке новых виноградников и инвестиций в виноградарство и виноделие. Шампанское и игристое продолжает рост потребления (+11,5%). И даже наш самый скромный и стыдливый напиток – пиво в плюсе (+7,1%). Структура прироста потребления очень цивилизованная – водка растет на каплю, коньяк в общем объеме крепкого алкоголя почти не существенен. Максимальный прирост показывают (по темпам) низко алкогольные напитки. Мы структурно движемся в сторону Европы.

Октябрь 2008 г. – никто ничего не понимает. Все пьют по— прежнему. Все показатели прироста по группам алкоголя сохранили примерно свой порядок. Кроме шампанского и игристого: спад темпов прироста в 2 раза. Только этот факт и говорит о том, что народ начал о чем— то думать, что-то подозревать, но чуть –чуть. Никто не верит в серьезность наступившего. А нам вспоминается— какой обструкции подвергли ЦИФРРА за прогноз развития кризиса в октябре. Стало меньше праздничных и полупраздничных поводов, хотя количество дней рождения и романтических встреч практически не изменилось.

Ноябрь 2008 г. – начинается легкая паника, которая скрадывается подготовкой к Новому году. И усредненная структура начинает резко меняться. Появился спад в потребление водки и ЛВИ— он вполне возможен. Что такое спад в 4,4% в месяц – это в среднем не более 0,5 млн дал. Безусловно, в это время начинает снижаться производство и потребление легальной водки, ее замещает нелегальная. Но при этом и нелегальная не всем по карману. Спад в эти 4,4% мы списываем не на спад потребления, а на рост потребления технических и домашних суррогатов крепкого алкоголя в России, которые во многих регионах в 1,5 раза дешевле нелегальной качественной заводской водки. В ноябре пиво практически на том же уровне. Коньяк слегка снижает темпы прироста (с 20% до 15%); виноградное вино – существенно – темпы прироста падают в 2 раза относительно октября. И только уход в минус (как и водки) шампанского (с +5% в октябре до 4% в ноябре) говорит о начавшемся «в головах» кризисе.

Декабрь 2008 к ноябрю 2008: этот столбец в Таблице 1 мы вставили специально для продавцов алкоголя— он дает показатель прироста потребления в самый главный месяц года. Показатели на среднем уровне. Хотя бы водки и вина могли бы выпить и побольше относительно ноября. Но с этой стороны Старого года всего один выходной (31 декабря), а остальные – уже с другой стороны.

Декабрь 2008 г. – две недели праздников, которые наконец-то, похоже, перенесут на «дачные» майские праздники. Может, это алкогольный бизнес пролоббировал в Госдуме две недели пьянства в январе для народа, чтобы богема, чиновники, верхушка и часть сердцевины бывшего среднего класса погрели косточки на солнышке и покуражились в Куршавеле? Таки нет, это они сами для себя все приняли. Кстати, за рубеж у нас ездят все эти годы одни те же и максимум 10% нашего населения. Остальные пьют дома в России. И даже в этих условиях народ пьет водки меньше чем в 2007. Суррогат начинает теснить нелегальную водку снизу, а на своем верху она вытесняет легальную. Мы склонны думать, что суммарное потребление легальной, нелегальной водки и ее суррогатов в 2007— 2008— 2009 серьезно меняться не должно (в рамках 2%−3%, а остальное – внутренняя перегруппировка продукции).

Коньяк возвращает свои прежние темпы роста. Видимо, статусность напитка, въевшаяся исторически в российскую душу, все еще играет свою роль.

Несмотря на спад производства и импорта вина продолжает сохранять свой рост потребление вина на уровне 8,9%. Легальная статистика производства вина не учитывает наши знаменитые нелегальные портвейны, до кризиса их производили не менее 7 млн дал в год. Даже чисто теоретически в кризис их производство должно в течение 2009 г. удвоиться, в зачет производства они не попадают, а в зачет продаж попадают даже по нелегальной цене. Может быть, и есть в стране какой-то страшный зверь ЕГАИС, но тут он пока бессилен. Прирост потребления может быть обеспечен нелегальной продукцией и реализацией излишков от производства и импорта.

Шампанское и игристое вновь выходят в плюс (все-таки декабрь). Также в дополнительный плюс выходит пиво относительно ноября: народ тренируется на пиве, у школьников начинаются каникулы.

Столбец январь – декабрь 2008 г. дает общее изменение структуры потребления по итогам года. На годовую структуру потребления макисмальное влияние оказал последний квартал. В минусе легальная водка, в плюсе нелегальная, но все сокращение легальной она не восполнила, поскольку часть нелегальной замещается суррогатами самым малообеспеченным населением. В целом потребление водки в 2008 г. незначительно сократилось – на (1,7%). Можно прогнозировать, что продажи легальной водки в сельской местности в 2009 г. вообще практически прекратятся. И не спасет ту Воронежскую область уже такая запоздалая отмена меры из разрушившего рынок 102 закона, которая похоронила сельскую торговлю легальным алкоголем (с опозданием в 2,5 года воронежцы разрешили торговать своей потребкооперации водкой). Все остальные показатели продаж алкоголя в плюсе. И соотношение их между собой на уровне сентябрьского; был такой положительный запас прочности в первых трех кварталах года, что разрушить тенденции четвертый квартал оказался неспособен. Инерционное потребление.

Январь 2009 .— праздники вызывают рост потребления водки (если в декабре было (-%,9) к декабрю 2007, то в январе 2009 – (-0,2%) к январю 2008. Народ пытается на две недели забыть о кризисе. Начинается падение потребление коньяка; пока снижается только темп его прироста (до +14%). Начинается реальное сокращение потребления вина виноградного (с +8,9% до +6,4%); пока это тоже только снижение темпов роста потребления. В январе по инерции еще пьют много шампанских и игристых (+8,7%). Темпы роста потребления пива еще также на уровне декабрьских (+8,7%). Это последний месяц приростов потребления учитываемых статистикой показателей.

И только февраль 2009 дает уже картину кризисных четких изменений структуры потребления в России в целом, о которых мы писали в октябре— ноябре 2008 г. Итак, несмотря на 23 февраля, суррогат потеснил легальную и нелегальную водку на 4,8%. Пока сказать сложно, какой (технические ССЖ или самогон) в большей степени. Это станет ясно в конце весны. Столпы антиалкогольной политики могут списать этот спад на свою деятельность (якобы благодаря телепередачам и жуткой антиалкогольной рекламе народ бросает пить водку), но результат останется прежним. Закономерно начал сокращаться коньяк (ушел в минус). По итогам марта мы должны бы увидеть перепроизводство коньяка в России. И коньячная отрасль, и кондитерская в марте должны уйти в минус. Даже с учетом 8 марта. Пока еще в плюсе вино виноградное (но плюс серьезно сокращается: (+8,9%) в декабре, (+6,4%) в январе, (+3,8% в феврале). Чисто технически в марте должен быть нулевой прирост или спад, но с учетом 8 марта разброс может быть от плюса к минусу. Посмотрим. И даже пиво показало спад потребления (всего на 0,8%).

В марте и последующие месяцы структура потребления должна будет меняться по февральскому сценарию: спад потребления водки и ЛВИ – не более чем на 10% по году при росте потребления суррогатов (хотелось бы, чтобы у населения хватило ума заменить технические суррогаты домашними; а еще лучше бы возобновить продажи настоек боярышника по прежним низким ценам— пусть лучше пьют «маргиналы» аптечные настойки, чем антисептик). Кто выиграл от того, что аптечные настойки с благословления лоббистов и государства население заменило на жидкости для чистки унитазов? Выпускал бы себе Брынцалов свои настойки и выпускал. Государство же, видимо, надеялось, что победит и то и другое. А все популизм, коррупция и непрофессионализм, а также безответственность чиновников. Они сначала напишут и примут разрушительный закон, потом отсидятся в какой-нибудь богатой нефтяной или иной компании, а потом опять в Думу идут. Или их еще могут в виде наказания, видимо, назначить одним из главных государственных банков поруководить.

Центральный Федеральный округ (под впечатлением предыдущей фразы сначала написал центральный финансовый округ – в общем-то не ошибся).

И здесь уже начинаются различия между Россией в целом и одним из ее вассальных округов. А по каждому региону – вообще хаос. Итак, отвлечемся от средней температуры в госпитале, и перейдем к средней температуре в одном из его главных отделений – «хирургическом» (поскольку режут все центре).

Сентябрь 2008 г.: если в России водка в плюсе, то в бедных нечерноземных регионах уже давно перешли на самогон и ССЖ. Округ очень большой по количеству регионов; его не спасают в водочно— суррогатном отношении даже Москва и Московская область. Спад потребления водки и ЛВИ здесь уже в сентябре на 5%. Потребление коньяка в русле темпов российского роста (+20%). И вино виноградное, и шампанское с игристым, и пиво – все в русле среднероссийких тенденций роста и на их уровне.

Октябрь 2008 г. По большому счет ничего не меняется. Чуть снижается уровень падения потребления водки (на 1,5%), а все остальные виды продукции сохраняют паритет и тенденции плюсового развития. Ощутимо (но не смертельно) снижается темп рост коньяка (на 6%); темп роста потребления вина даже растет на 4%.

Ноябрь в округе также спокоен и безмятежен. Сказывается давняя нищета целого ряда областей, что и вызывает медлительность понимания происходящего и инерционность. Не менее 35% населения ЦФО живет плохо и очень бедно (особенно в сельской местности), в их жизни кризис ничего не изменит, так же как 35% населения России кризис просто не заметит. Они и раньше так жили (вне гламура и главного тренда современности – премиумизации), и теперь будут жить точно также. Они пили суррогаты и самую дешевую нелегальную водку, и будут их пить. Только теперь суррогатов больше. Единственное, что в ноябре к уровню спада потребления водки и ЛВИ в ЦФО опускается и Россия.

Но в ЦФО в округе в целом спад потребления шампанских и игристых вин опускается в 2 раза больше среднероссийского (в России – (-3,9%), а в ЦФО уже (-8,3%). Праздничных поводов у населения округа точно стало меньше. Мы помним как стремительно в России росло производство и потребление шампанского после кризиса 2006 г. Тогда шампанское и игристое начинает частично замещать тихие виноградные вина. В кризис объемы и того, и другого рынка сократятся. И вероятность тенденции замещения может исчезнуть (в ноябре спад шампанского на 8,3%, но при этом рост виноградных все еще на 13,9%).

Декабрь к ноябрю 2008 г. – столбец просто для информации о приросте потребления в округе в последнем месяце года. В принципе— с некоторыми поправками— уровень прироста на уровне общероссийского (водка, вино, коньяк – на уровне 22%— 27% — достаточно пропорционально; шампанское и игристое в России (+140%), в ЦФО (+82%). Пиво также соответствует (+7,2%).

В декабре уровень спада потребления водки сохраняется на (-5,4%) и практически совпадает с российским. В остальном никаких структурных революций не отмечено. В плюс выходит шампанское, как и по России в целом (после минуса в ноябре).

2008 года в ЦФО заканчивается в русле среднероссийских тенденций по большинству показателей и с большим спадом в потреблении водки и ЛВИ (-6,5%).

Январь 2009 г. начинает странным образом менять потребление: растет потребление водки и ЛВИ (до +3%). Если растет этот сегмент, то не может упасть в период кризиса и начала формирования армии безработных потребление суррогатов. Значит, в ЦФО в принципе начинает расти потребление водки и ЛВИ и суррогатов, то есть основной составляющей крепкого алкоголя. Суррогаты по объему превосходят не менее чем в 5 раз рынок коньяка. Темпы роста потребления коньяка падают в 2 раза (до +8%). В два и более раза растут темпы потребления вина виноградного, шампанского и игристого и пива. Это подчеркивает и определенную цивилизованность округа в целом, близость его к Москве.

В феврале кризис приходит в округ более плотно. Водка и ЛВИ незначительно уходят в минус (-0,9%); в минус уходит коньяк (-6%) при том, что основным потребителем коньяка является Москва (регионы накушались в определенной степени импортного коньяка, но еще не перешли активно как в скором будущем на российский). Ушло в минус пиво (-5%), почти в минусе шампанское и игристое (+0,1%); но в хороший плюс ушло вино виноградное (+16,4%). Неужели цивилизованное население округа заменяет вином прочий алкоголь? Посмотрим, но пока он в феврале выглядит очень цивилизованно, по— европейски.

Таблица 1. Структурные изменения потребления алкоголя в России в период кризиса (%).

Розничные продажи алкогольной продукции (помесячно)


Сентябрь 2008 к сентябрю 2007 (%)

Октябрь 2008 к октябрю 2007 (%)

Ноябрь 2008 к ноябрю 2007 (%)

Декабрь 2008 к ноябрю 2008 (%)

Декабрь 2008 к декабрю 2007(%)

Янв— дек 2008 к янв— дек 2007 (%)

Янв 2009 к янв 2008 (%)

Фев 2009 к фев 2008 (%)

Российская Федерация

Водка и ЛВИ

+2,3

+1,1

-4,4

+25,8

-5,9

-1,7

-0,2

-4,8

Коньяк

+20,2

+20,3

+15,3

+41,9

+18,3

+19,0

+14,0

-0,9

Вино виноградное

+10,3

+13,3

+7,3

+24,4

+8,9

+8,9

+6,4

+3,8

Шампанское и игристое

+11,5

+5,3

-3,9

+140

+4,6

+9,0

+8,7

-0,8

Пиво

+7,1

+8

+7,3

+9,7

+4,6

+8,1

+5,5

-0,8

Центральный Федеральный округ

Водка и ЛВИ

-5,0

-3,5

-5,8

+22,7

-5,4

-6,5

+3,9

-0,9

Коньяк

+20,3

+13,8

+12,6

+27,3

+19,4

+16,4

+8,8

-6,7

Вино виноградное

+14,3

+18,6

+13,9

+23,1

+14,7

+9,2

+14,2

+16,4

Шампанское и игристое

+9,7

+8,5

-8,3

+82,2

+3,0

+6,0

+14,4

+0,1

Пиво

+9,5

+7,6

+8

+7,2

+5

+6,2

+16,8

-5

Поделится: