Брятья славяне

Вот и прошел еще один алкогольно— кризисный месяц в наших трех странах. По нашему личному свидетельству до кризиса только Белоруссия смогла обеспечить более менее сносный уровень жизни основной массы своего населения. Власти России и Украины меньше всего думали о населении, а, как говорят «депутаты» из «Нашей Раши», — о России или Украине в целом думали.

Однако, и кризис нас долбанет по-разному. Белорусы человеческого лица не утратят, хотя честно будут пить все больше и больше легального алкоголя. Россия – на другом полюсе: мы (не бизнес, а власть и государство вместе с искусственно нарождающимся гражданским обществом), проповедуя антиалкогольную программу, будут продолжать толкать граждан к употреблению нелегального и суррогатного алкоголя (в 2009 г. – так точно так и будет). И только Украина – зависла где-то посередине. Поскольку, если водка легальная там в результате введения минимальных цен и растет, то суммарное производство водки и ЛВИ – серьезно падает (это уже мы сами считаем то, что дает Украина).

До того, как мы начали свои сравнительные публикации производства алкоголя в трех «братских» странах, каждая давала в открытую печать подробный отчет. Первый наш отчет был по итогам 2008 г. Информация была вся.

Теперь ситуация изменилась. Похоже, наши материалы читают и белорусские чиновники. Наши таблицы и данные по разнице среднего потребления водки в Белоруссии, России и Украине, похоже, заставили белорусов закрыть информацию о производстве алкоголя. В прессе нет уже информации об этом за январь – февраль. Поскольку легальной водки белорусы пьют под 15 л в год на душу, а хохлы и кацапы по 9 скромных л. Так как Белоруссия – статистически честная республика с отсутствием нелегальной водки (как Татарстан в России), то в отсутствии данных о производстве в январе— феврале 2009 можно воспользоваться в нашей Таблице данными о розничной продаже алкоголя в этот период (там импорт готовой продукции существенной роли не играет, продажи на 95% отражают собственное производство).

Приходится идти на условности.

Теперь Украина. Эти тоже не дают до сих пор данных о производстве вина и т.д. А вот что касается водки и ЛВИ (чтобы нас не заподозрили в искажении украинской действительности) – приводим целиком выдержку из материала: «… Об этом сообщает Государственный комитет статистики Украины. В то же время за первые два месяца производство водки, других крепких спиртных напитков увеличилось на 10,5% — до 5,5 млн. дал; ликеров, сладких наливок, спиртовых настоек, другой водки, других спиртных напитков сократилось на 55,7% — до 1,5 млн. дал». Так что по Украине мы обработали то, что она сама дает. Что считает водкой Украина – не очень понятно из таких цифр. Считаем: всего крепких напитков – 5,5 млн дал; коньяка – 0,3 млн дал; 1,5 млн дал ликеров, настоек и т.д. То есть, водки— не более 3,7 млн дал. Если считать, что настойки не входят в 5,5 млн дал, то получается, что помимо водки есть еще огромный рынок ЛВИ (в январе— феврале 2008 г. его объем исходя из цитаты составил около 3,3 млн дал; это сколько же по году, если в 2008 водки произвели 41 млн дал на 11% больше 2007? Еще не менее 18 млн дал настоек, ликеров и т.д.? И где же они учтены в статистике?). Будем опираться в расчетах на собственный здравый смысл.

Итак:

Группа крепкой алкогольной продукции:

Водка и ЛВИ: позиции «легальной» России неизменны— стабильное падение группы на 20% в месяц относительно соответствующих периодов 2008 г. Стабильность – залог мастерства. Украина— у нас есть сомнение по поводу прироста водки и ЛВИ в целом в 2008 г., несмотря на введение минимальных цен. Хотя водка выросла – спору нет, но при этом началось еще в 2008 г. серьезное падение производства ЛВИ. Исходя из наших собственных расчетов на основе противоречивых украинских данных в январе спад на 20%, а в феврале на 16,4%. В целом группа выглядит так же, как и российская. Только у нас падает водка, а растет ЛВИ. Ну, и белорусы: по году прирост (+13,7%). Они запланировали рост производства (выделили квоту) в 2009 г. Поэтому, хотя они и спрятали производство водки и ЛВИ уже в январе, мы абсолютно уверены, что оно было в плюсе. А по февралю пришлось нам «выкручиваться» (выше мы описали, что взяли за основу потребление и почему для белорусского рынка это в принципе возможно): мы считаем рост в пределах 5% (по году запланирован рост до 10%).

Коньяк: позиция России пока неплоха (по 2008 году рост на 29%; по январю— рост уже 6,9%; по январю – февралю уже +15,1%. Динамика хороша; но мы вынуждены слегка огорчить производителей коньяка— долго так продолжаться не может (рынок должен упасть уж до уровня 2008 г. точно, а возможно – и ниже). Такой прирост – явление временное. В Украине спад начался уже в январе (-53%), а в январе – феврале – (-36,6%) – слегка сократился. Мы согласны с прогнозом украинцев о спаде их производства коньяка, но предполагаем, что не на 15% (как считают они), а на 20% из-за спада внутреннего потребления и экспорта. Белорусы вообще только начали производить и пить коньяк; поэтому прирост по году (+70,7%), в январе— (+170%), а январе— феврале – спад на 9,2%.

Спад производства коньяка в Украине и России обязательно будет, в Белоруссии не может не быть роста— чужого бутилированного коньяка (кроме самого брендованного) они к себе не пустят.

Группа низко алкогольной продукции:

Вино виноградное: с Россией все понятно (по году спад на 2% за счет 4 квартала; а в дальнейшем у нас все подтягивается под спад производства на 20% ежемесячно). Украина показала по 2008 г. прирост на 7,7%; а затем покатилась вниз, как и Россия (январь – спад на 33,6%); а вот февральских данных нет до сих пор – видимо, стыдно (наверняка— минус на уровне 15%−20%, а то и глубже. Тем более, что все это происходит на фоне внутренней войны на винном рынке (между крепкими украинскими винами и некрепкими), а также борьбы за введение минимальных цен на вино. В общем алкогольный рынок Украины сегодня идентичен политическому украинскому рынку (политика— такой же товар, что и любой другой в любой стране). Винники воюют между собой; водочники распались и часть крупнейших вышла из СОВАТ, которую мы столько лет приводили в пример российскому бизнесу (сглазили). В общем, ничего путного на алкогольном рынке Украины мы в 2009 г. не ждем. В Белоруссии власть ведет войну со своим потребителем, принуждая пить не плодовые вина, а виноградные (для чего директивно пытается сокращать производство и потребление плодовых на 10% в год, но при этом способствует росту производства виноградных. Чем то это напоминает действия Петра -1 по внедрению «кофия» в России в начале 18 века. И тот победил, и эти победят.

Украина и Россия обречены на снижение потребления легального вина в кризис, Белоруссия – на небольшой, но рост (январь – рост на 10,8%; январь – февраль – спад на 1%).

Шампанские и игристые вина: Россия с января 2009 – в русле спада на свои любимые 20% (тут 22%). Тенденция сохраняется и в феврале. Украина, закончив год на уровне 2007 (спад всего 3%), начал падать в производстве как и Россия – по-крупному (январь – на 22,4%, причем, и по шампанским и по игристым), а вот по февралю данных не дают до сих пор (как и по виноградному). Мы предполагаем, что спад в январе— феврале – на уровне 25%. А у белорусов и здесь все выглядит очень пристойно: рост по 2008 г. на 5%; а затем приличный спад 5,2% в январе и на 10,9% в январе— феврале (потребление). Вот этот закономерный уровень спада в 10%−12% они и выдержат. Вот чувствуется в Белоруссии система. А не стихия, которую в России и Украине рынком называют.

Плодовые вина: для России сегмент незначителен (почти в 20 раз меньше по объему рынка виноградных вин). Он нынче падает – у него в 2009 г. начался процесс цикличного спада в рамках четырехлетнего цикла; у украинцев— ничего с этими винами непонятно. А вот у белорусов точно будет падать на 10% в месяц, но при этом он занимает там 80% объема рынка всего вина в целом. Ему еще падать и падать (лет 5−6).

САН: мы с Украиной, как более продвинутые в вопросах производства САН (и даже пережившие кризисы резкого спада производства: Россия в 2007, а Украина за несколько лет до этого), с большой долей вероятности снизим производство этой продукции примерно на 10%. Пока: Россия— спад в январе на 2,7%; а в январе— феврале на 8,4%. Украина в январе упала на 12,3%; а спад в феврале скрывает. И в России и в Украине по этому напитку точно «ударит» антиалкогольная компания, а еще по пиву. Снижение производства— гарантировано. У отсталой в этом плане Белоруссии – спад по итогам 2008 г., но рост в январе— неизвестен, а в январе— феврале (+5,5%). Неразвитость этого рынка в Белоруссии позволит ему в кризис расти.

Пиво: Россия— мы уже писали не раз, что политически грамотным для западных компаний в России может быть только снижение объемов производства на пару процентов, чтобы выглядеть пострадавшими от кризиса. Похоже, это и делают все, кроме «Балтики». Старым питерцам все можно. В январе рынок показал спад на 7,2%. В январе— феврале до сих пор решают— какой показатель спада дать в СМИ. Хохлы дипломатично выросли по 2008 г. на 2%; а в январе провалились на 12,5%. В феврале дали спад на 10,8% — отличная цифра, чтобы никто не канючил в государстве – о пивной алкоголизации населения. Кстати, пива хохлы пьют значительно меньше нас. Белорусы открылись только в январе, выдав спад на 3,6%. Вероятно продолжение спада и у них. Размер пока не ясен. Но не менее 5%.

В сегменте производства водки (а речь идет о легальной продукции) дураками как всегда выглядят только россияне: люди явно пьют водки больше, а производим мы ее все меньше и меньше. Россия: спад по году на 11,1% мы давно проглотили; а вот за державу обидно за спад в январе на 27,6% и в феврале на 23,8%. А почему, собственно, нам должно быть стыдно. Это пусть государству нашему и его чиновникам— регуляторам рынка будет стыдно. Поэтому, пусть гордятся украинцы за умелое регулирование своего рынка непонятно каким правительством в период полного хаоса в стране — производство легальной водки там растет. На 11,1% по итогам 2008 г.; небольшой спад (стабилизация) в январе, а февраль – опять рост на 10,5%. Пусть гордятся своим правительством и белорусы: и там закономерный рост производства (2008 год – на 11,6%; январь – точно в плюсе; январь— февраль – (+4,7%).

В сегменте ЛВИ: Россия присоединилась в феврале к украинским процессам спада производства этого сегмента. Все взаимосвязано. Украина значительное количество этой продукции поставляла нам, но очевиден явный спад поставок. И вот уже производство в Украине сокращается в 2 раза. В России в конце года и январе было явное перепроизводство крепких ЛВИ, поэтому спад производства крепких настоек в России февраля на 27,3% вполне закономерен. Интуиция подсказывает, что в кризис не должен серьезно упасть сегмент крепких настоек, но при этом потребление сосредоточиться на ярко выраженных горьких настойках российского производства. Всякие сладко— горькие настойки уйдут на третий план. Мужчины кризис алкоголем не подслащают.

Белорусы и в настойках молодцы— растут. Тем более, что там все однозначно натуральное, никакой химии.

Если выстроить градацию из алкогольных рынков трех стран, то на первом месте абсолютно управляемый рынок Белоруссии, где власть даже крушит структуру потребления в нужном направлении. Хотя – чем уж власти Белоруссии так помешали плодовые из натурального сырья «портвейны»? На втором месте – Украина (там рынок частично управляем непонятно каким государством). Но при этом есть алкогольное бизнес— сообщество, которое пусть теперь временно воюет. Но оно хотя бы есть. Может быть, алкогольное бизнес –сообщество является продолжением гражданского общество в Украине, которое там однозначно есть, и которого нет в России, а потому и нет реального бизнес— сообщества, а есть общественные «свадебные генералы» от бизнеса.

На третьем месте Россия, где алкогольный рынок просто отдает мертвечиной и затхлостью. Нам рассказывают сказки про «застой» советского периода – вот где застой. Алкогольный легальный рынок России тонет; бросить ему спасательный круг – некому. Ведь давненько уже – спасение утопающих на Руси – дело рук самих утопающих.

Таблица 1. Сравнительная динамика изменения объемов легального производства алкогольной продукции в России, Украине и Белоруссии в кризисный период 2008— 2009 г.

Продукция

Прирост 2008 г. к 2007 г.

Прирост янв 2009 к янв 2008

Прирост янв— фев 2009 к янв— фев 2008

Россия

Украина

Белоруссия

Россия

Украина

Белоруссия

Россия

Украина

Белоруссия (розничные продажи алкоголя)

Группа крепких алкогольных напитков (1)










Водка и ЛВИ

-7,6%

??? (+) (-)

+13,7%

-20,9 %

-20% ???

??? (++)

-21%

-16,4 %

+5,3%

Коньяк и бренди

+29%

+8%

+70,7%

+6,9%

-53%

+170%

+15,1%

— 36,3 %

-9,2%

Группа низко алкогольных напитков (2)










Группа винной продукции (2.1)










Вино виноградное

-1,9%

+7,7%?

+20,9%

-21,8 %

— 33,6 %

+10,8%

-19,3 %


-1%

Шампанское и игристое

-3,7%

— 3% ?

+5,1%

-34,7 %

-22,4 %

-5,2%

-22,2 %


-9,2%

Плодовые вина

+18,2%


-5%

-39,2 %



-29,1 %


-10,9 %

Прочая низко алкогольная продукция (2.2)










САН

+28%

+15%

-7,8%

-2,7%

-12,3 %


-8,4%


+5,5

Пиво

-0,6%

+2%


-7,2%

-12,5 %

-3,6%


-10,8 %


Подгруппы алкогольной продукции (3)










Подгруппа Водка и ЛВИ (3.1)










Водка

-11,6 %

+11,1%

+11,6%

-27,6 %

-1,2%


-23,8 %

+10,5 %

+4,7%

ЛВИ в целом

+21,6%



+31,2 %

-58,1 %


-25%

-55,7 %

+11,4%

ЛВИ >25%

+32%



+55,6 %



-27,3 %



ЛВИ <25%

+1,5%



-21,9 %



-21,2 %



Подгруппа Вино виноградное (3.2)










Подгруппа Шампанское и игристое (3.3)










Шампанское





-20,7 %





Игристое





-27,4 %





Сырьевая группа (4)










Спирт этиловый ректификованный из пищевого сырья

-19,5 %

-12,1 %


-27,1 %

-28,4 %


-24,1 %



Поделится: