Кто выиграл от кризиса?

К лету мы получим на внутреннем рынке серьезное обеднение ассортимента алкоголя, но избыток его ощущался давно.

«Сужение» полок давит на «сужение» ассортимента производителей. Белорусы решают любые проблемы очень просто— у них не поступит в республику «Мартини» в первой половине 2009 г. (компания – импортер «Мартини» не выиграла тендер на право импорта продукции в 1 и 2 кварталах). Может, белорусам повезет в 3 квартале. Там действует четкая политика— весь дешевый и среднеценовой алкоголь должен производиться в Белоруссии. Дорогой, элитный завозится извне, но если бы его возили наливом, то в Белоруссии разливали бы и его на своих заводах. У нас в России при общих проблемах алкоголя, влияющих на его подорожание, импорт выведен в отдельную группу ценой доллара и евро. Самым дорогим товаром стала в России валюта. Как результат: импортное дешевое вино, стоившее в сентябре 130 рублей, завезенное после нового года должно стоить не меньше 165 рублей (по минимуму). Вся остальная продукция у нас раньше особо с российской продукцией не конкурировала. Очередной кризис в очередной раз искусственно создал преференции российскому алкоголю. Но глобально и с вином этого не получится— виноматериал преимущественно импортного происхождения. И в результате вообще не видно – какие преимущества получил российский производитель алкоголя и российский алкоголь в результате девальвации рубля на 28%— 30%. Опять –таки в условном выигрыше может быть только вино: произвели в России 51 млн дал вина, завезли вина в бутылках и пакетах около 21 млн дал; виноматериала привезли 31 млн дал; своего российского виноматериала произвели не более 20 млн дал. Из завезенного импортного на дешевое, продаваемое до 200 рублей за бутылку пришлось не менее 15 млн дал; условно— 10— 12 млн дал из него было продано в рознице по цене от 120 до 160 рублей. В этом сегменте (120— 160 руб) продавалось в 2008 г. не более 12,4 млн дал вина (12 млн – импортного столового + сортового молдавского; 0,4 млн дал (примерно) — качественного российского с 5−6 заводов из своего российского виноматериала). С учетом подорожавшей валюты после ухода с рынка остатков прошлогоднего вина сегмент импортного вина 120— 160 рублей должен по идее опустеть. Небольшая часть потребителей этого сегмента уйдет вверх вслед за импортом; часть вообще откажется от вина; часть останется и будет пить российское в этом сегменте, а российского –то приличного (из отечественного виноматериала, который не должен подскочить в цене так , как импортный) в этом сегменте очень мало .

Вот, пожалуй, мы и получили единственный выигрышный вариант: если кризис 2006 г. и затем «молдавский вопрос» выкинули из сегмента дешевых вин (до 3,5 дол) импортные вина, то первые полгода экономического кризиса 2008 – 201.. г.г. повышают нижнюю границу импортного вина в России до уровня 160 рублей. Чем заполнится ниша: качественных российских вин мало, значит, в большей степени просто кризисно— подорожавшими обычными российскими винами.

Сегодня можно ждать, когда кончатся запасы продукции, завезенной в прошлом году. В целом к началу марта они должны бы иссякнуть. В этом плане показательным было заявление представителей Хабаровска: на 25 января 2009 г. там оставалось продукции «по старым» ценам всего на 23 дня.

И здесь мы получаем еще тонкой политический момент— власть уже обеспокоилась будущим повышением цен в феврале – марте (на продукты питания) не менее чем на 20%— 25%. Когда девальвировали рубль – об этом не думали. Девальвацией государство помогло своим банкам, которые получили деньги от государства, но дальше не отправили. Деньги пошли на покупку валюты. Условно— банки наварили за период мягкой девальвации по 20%— 30% с каждого купленного доллара. Девальвация позволила (опять же, условно) и денег на пустом месте заработать, и отбить кредитный долг банков государству за эти же деньги, и т.д. Механизма борьбы с ростом цен у государства нет; только карман потребителя.

Самую емкую и лаконичную характеристику региональной жизни в октябре – ноябре 2008 г. дала одна ярославская алкогольная компания; приводим цитату полностью: «За последние 2 месяца уровень продаж сократился на 20‑25 % по сравнению с прошлым годом, идет дальнейшее вторжение в область продвижения федеральных сетей («Дикси», «Магнит», «Седьмой континент», «Глобус»). Местный рынок в результате вытесняется крупными ретейлерами, сокращается доля оптовиков, завоз идет из распределительных центров Москвы, минуя их. Продолжает расти конкуренция на местном рынке: соседние области (Ивановская, Костромская) пытаются напрямую войти на рынок розницы, что сказывается на уровне цен. Предложения со стороны российских производителей опережают спрос на сегодняшний день по ассортименту и не находят отклика, так как рынок занят другими брендами, трудно поставить новые на полку, они неконкурентоспособны по ценовой политике. Можно отметить, что на прилавках появилась продукция из Молдавии, но объемы продаж незначительны, меньше, чем в прошлые годы. В числе общих проблем: сокращение количества рабочих мест, преобладание дешевого алкоголя, кредиторская задолженность от федеральных сетей». Сравните сами с сегодняшней своей ситуацией.

Поделится: