Винные проблемы: что будет с рынком дешевого вина?

Мимо подорожания продукции пройти невозможно. И если без импортной водки мы прекрасно проживем; а дешевое «пойло» в виде винных и коньячных напитков полностью производится в России, то прочая продукция алкогольная продукция в той или иной степени вошла в нашу жизнь в импортном варианте.

Мы, к сожалению, абсолютно зависим от импорта вина и виноматериалов, а также коньячных спиртов. Еще раз приведем расчеты: объем производства виноматериалов обработанных составил в 2008 г. в России всего 15,98 млн дал, необработанных еще около 5 млн дал. Итого: около 21 млн дал (и это при том, что вина из виноматериала производиться у нас более 70 млн дал). Есть еще и винные напитки (легально их производят около 1,5 млн дал в год, но реально не менее 10 млн дал; по идее и туда должен виноматериал хотя бы отчасти попадать, но не попадает), но их учитывать не будем. Коньячных спиртов а 2008 г. произведено – менее 1 млн дал (и это при том, что производится у нас коньяка в год около 10 млн дал). А есть еще и коньячные напитки, которые мы тоже не будем учитывать. Если бы мы попытались обойтись только своим сырьем для производства всего производимого, то рынок в целом вина виноградного, шампанских и игристых, а также коньяка и коньячных спиртов, на производство которых идет виноградный виноматериал, потребовал бы более 142 млн дал виноматериала (51 млн дал – на виноградное вино; 21 млн дал на игристые и шампанские вина; не менее 70 млн дал на производство коньячных спиртов). Таким образом, Россия испытывает для производства сегодняшних объемов производства российской продукции недостаток в 121 млн дал виноматериалов, основная часть которых и поступает по импорту.

В условиях кризиса и серьезного роста курса доллара и евро мы получаем разнонаправленные вектора: в одну сторону— снижение доходов населения и переход на более дешевую алкогольную продукцию, при этом – сокращение потребления вина и переход на более крепкую алкогольную продукцию. Но при этом вино пить будут, и вырастет потребность в дешевом вине. А где его взять? В России в 2008 г. было произведено тихого и шампанского с игристым вина, которое затем продавалось по цене около 100 руб. и ниже за бутылку – не менее 69 млн дал. И даже если забыть про коньяк, то виноматериала в 2007 г. было произведено (из которого и могла родиться эта продукция — без учета импортного виноматериала) около 20 млн дал. Остальное обеспечил дешевый импортный виноматериал. Пусть снизится потребление вина на 15%−20% (крайний случай); это всего 15 млн дал, то есть, потребность в 50 млн дал дешевого вина все равно остается.

Вектор другой стороны— рост курса доллара и евро (с октября евро вырос с 34,5 руб до 46 руб. и вырастет до 50, но пока видим прирост цены за 3 месяца на 33%; считаем рост доллара с 28 до 36 – это тоже около 30% и не предел). Денег у России на поддержание курса рубля нет, пока это называется «мягкая девальвация». Но у России есть возможность жесткого влияния на банки и курс доллара. Банки к лету переходят в государственную собственность. И та девальвация, которую провело государство, была сделана не только в интересах российского производства— в основном дали возможность заработать на пустом месте банкам, получившим госденьги, и крышующим тх властным структурам.

Если импортеры дорогой элитной продукции могут подвинуться в своей прибыли, то импортеры дешевой продукции такой возможности не имеют. Кстати, здесь мы не говорим об изменении условий импортирования алкоголя, подорожании кредитов и т.д.

На выходе мы получаем серьезный рост стоимости и импортного алкоголя, поступающего в готовом к употреблению виде, и сырьевой продукции, из которой рождается российский продукт. Может, впервые за много лет именно в кризис создаются условия, при которых становится выгоднее российский виноматериал. Но его недостаток – огромен.

Мы уже в конце первой половины 2008 г. и во второй половине испытали рост производства в России фальсифицированной винодельческой продукции, на тот момент еще вино производилось из сырья по старым ценам. Сегодня рассматривают проект повышения пошлины на импортный виноматериал с 5% до 20%; это также внесет свой дополнительный вклад в рост стоимости готовой продукции, что приведет к росту фальсифицированной продукции на рынке. Сегодня российский виноматериал уже защищен курсовой разницей. Или нет? Предлагаем высказать свое мнение по этому спорному поводу операторов рынка. А мы готовы комментировать ход дискуссии.

В развитие данной темы: уже в конце января власти Анапы подтвердили свои планы о расширении в 2009 г. площади виноградников в районе до 5 тыс. га. К 2014 году эта цифра должна составить 9 тыс. га. В 2008 г. в Анапе были заложены виноградники на площади около 700 га. При этом, по оценкам городских властей, один гектар требует вложений в 0,5 млн рублей. В 2008 году с анапских виноградников было собрано 9 тыс.тонн винограда, однако на местных винзаводах переработана лишь половина урожая. В планах руководства города создание в сельских территориях виноградных кластеров. Так, например в Гостагаевском сельском округе 1 200 га будут разбиты на участки площадью от 5 до 50 га, на которых граждане и малые предприятия посадят виноградники и построят два десятка мини-винзаводов с дегустационными залами. Эти «Шато» по планам руководства района должны обеспечить не только производство качественных вин, но и развитие агротуризма. Что-то в этом есть, конечно. В кризис, правда, трудно ждать развития агротуризма. Но опыт может оказаться интересным на перспективу. Тем более, что отечественное вино будет в ближайшие кризисные годы очень востребованным.

Поделится: