Все на экспорт

Экспорту водки мы посвятили много публикаций. Радует, что процесс этот развивается. Причем, не только за счет экспорта в Латвию. В 2008 г. на экспорт ушло более 70 млн л водки. Чуть меньше половины – это водка с заводов «СПИ-РВВК», Калужского «Кристалла» и Самарского «Родника» по заказу компании SPI. Эта продукция попала в Латвию, что с ней было дальше – нам неинтересно. Но с рижского завода вышло в свет в 2008 г. около 3,3 млн дал водки «Столичная».

А вот остальная водка нас интересует. Это около 36— 37 млн л в год на весь честной мир. Причем, практически половина ушла в страны СНГ; очень значительная часть в дикие страны Африки и Азии. На цивилизованный водочный рынок США и Европы попало очень мало. Мы уже пытались объяснить этот процесс по-своему – щадящее для российских компаний. Поскольку они готовились к продаже иностранцам с 2005 г., то и тратить деньги на экспорт водки смысла не было (компания и бренд за счет некоторого успеха на западе на тот период серьезно в цене бы не прибавила; цены –то были какие 400 – 600 млн дол за компанию; «Синергия» — 1 000 000 000 дол). Не было смысла вкладывать по 10 и более млн дол в год в экспорт при таких ценах. За счет развития экспорта определенных ценовых успехов добилась при продаже иностранцам компания «Парламент» (более 220 тыс дал в год водки шло в Германию— 4% водочного рынка Германии). Той же компании «Русский алкоголь» в этом плане похвастаться было нечем— водка практически по экспорту в цивилизованные западные страны не шла (в основном— Украина); хотя в целом объем экспорта был очень неплох (в 2008 г. даже более 600 000 дал).

В 2008 г. рынок легальной водки средне ценового сегмента начал ужиматься еще в 1 полугодии; в России в этом случае однозначно начинает расти экспорт – так произошло и в 2008 г. Более того, начался кризис. Активы компаний подешевели в несколько раз. Но подешевели, в первую очередь, заводы; а вот на сколько подешевели сами бренды – пока неясно. При серьезном падении цен на средства производства – сама продукция осталась в прежней цене. Можно ли в таком случае говорить о том, что при значительном падении стоимости материальных активов стоимость нематериальных активов сохранилась на прежнем уровне? Или почти на прежнем? Нашим специалистам кажется, что можно.

Сегодня есть прямой смысл развивать экспорт водки тем компаниям, у которых есть деньги. В сегодняшних условиях уже некоторый успех на зарубежных рынках даст плюс при продаже компании.

Кроме того, мы не раз писали, что, по нашему мнению, развитие водочного тренда на мировом рынке было организовано маркетогами по двум причинам: желанием подыскать нового харизматичного лидера на мировом рынке крепких алкогольных напитков и пониманием западными компаниями того факта, что российские компании финансово неспособны бороться за серьезные позиции своих брендов на мировом рынке водки.

Мы также предполагали, что западные компании не станут развивать экспортный потенциал брендов приобретенных российских компаний за пределами рынков СНГ – у них для этого есть свои бренды. Как в старом советском анекдоте: почему сын генерала не станет маршалом? У маршала есть свои сыновья. Сегодня есть только одна компания в России, в которой самое удачное сочетание составляющих: яркий, харизматичный бренд; деньги на продвижение на мировом рынке; желание владельца продолжать водочный бизнес, а не сдать его сегодня задешево иностранцам и ряд др. факторов. Это компания и водка «Русский стандарт». Поэтому заявление Р. Тарико в Давосе нас не удивило, о чем мы и сказали в интервью различным СМИ и даже подкрепили это цифрами. Есть еще один перспективный бренд «Белуга», но там нет пока денег на освоение западного рынка по— серьезному.

Итак, «Русский стандарт»: производство в 2008 г. более 1,7 млн дал (прирост более 25% за год). Экспорт более 750 тыс дал в 2008 г. – практически удвоен за год. И на экспорт пошло 43% произведенного объема. Такими показателями в России похвастаться не может никто, разве что некоторые из 3 заводов, льющих водку по заказу SPI для Латвии. То есть, на внутренний рынок России пошло около 950 тыс дал. По нашим расчетам рынок премиальной водки дороже 200 руб. в 2008 г. составил около 2,4 млн дал; то есть, компания продолжает удерживать не менее 40% рынка премиальной водки России (чтобы не рассказывали конкуренты компании и разного рода исследователи рынка). Увеличить эту долю в предкризисный период (период развития премиального сегмента, когда явный избыток премиальных брендов красовался на полках магазинов) было достаточно сложно. «Русский стандарт» решил поработать в более дешевом сегменте на российском рынке. Но в период кризиса и у «Русского стандарта», и у «Царской» от «Ладоги» появится возможность усилить свои позиции за счет ухода с рынка значительной части премиальных брендов российских производителей. Сейчас непонятна судьба целого ряда премиальных брендов: «Русского бриллианта», «Веды» и многих других. Далее: компания направила в 2008 г.: в США более 120 тыс дал; в Англию – более 160 тыс дал; в Германию – более 120 тыс дал. Абсолютное большинство водки ушло на цивилизованные западные рынки. В ту же Украину немногим более 40 тыс дал.

Практически весь прирост производства в 2008 г. был обеспечен ростом экспорта. Поэтому – вполне верим словам и планам Р. Тарико по росту экспорта на 30%— 50% в 2009 г. Он со своей водкой как раз успевает «впрыгнуть» в мировой водочный тренд.

Мы абсолютно согласны с мнением С. Кауфмана о том, что «в США, втором после России рынке алкоголя, сейчас потребители предпочитают польскую водку по 10 дол». Но рынок водки в США составляет около 45 млн дал, и там вполне найдется (и не только там) место для нескольких сот тысяч дал водки «Русский стандарт». Мы говорим не о тотальном захвате «Русским стандартом» мирового рынка, а о доведении за несколько лет объема экспорта компании до 1,5 – 2 млн дал в год.

А еще «Русский стандарт» ведет переговоры о покупке неназванных марок водки у ряда российских производителей. Какие это могут быть бренды? Завод пока загружен на 50% мощности, то есть, есть место еще для 1,7 млн в год. Надо бы его хотя бы загрузить работой. «Русский стандарт» для российского рынка на пределе. Остается экспорт; то есть, в 2009 г. можно смело произвести еще 1,5 млн дал иной водки («Аврора» и прочее); в 2010 г. – не менее 1,25 млн дал; в 2011 – не менее 1 млн дал. Это с учетом ежегодного роста экспорта на 250 000 дал. А можно и еще линию при необходимости поставить. Пусть «Аврора» доведет свое годовое производство до 350 000 дал в год. Все равно много остается; для 2009 – более 1 млн дал. Премиальный российский бренд из числа продаваемых такого объема не даст; даже «Русский бриллиант» в 2008 г. продавался в объемах менее 180 000 дал в год. Да и есть ли смысл выпускать конкурента «Русскому стандарту». Значит, «Русский стандарт» пойдет «в народ». Водка 100— 130 рублей И здесь лучшим вариантом для него была бы водка «Славянская» (если ее будут продавать). Посмотрим. У нее и объем хороший был, около 1,8 млн дал в год; и сочетание брендов: «Русский стандарт» и «Славянская». .

Поделится: