Что надо скупать в России?

Продолжаются дебаты по поводу— когда запад начнет скупать российские алкогольный активы? Наиболее оптимистично настроенные считают, что во второй половине 2009 г. Не думаем.

Запад еще подождет, но теперь не столько спада стоимости активов, сколько начала работы новой Федеральной службы. Угроза госмонополии все равно в России остается, как бы мы не считали это решение абсурдным. Государство вполне может забрать под себя все производство спирта и алкоголя. Тем более, что для этого и делать ничего особо не надо. На первом этапе забрать контрольные пакеты акций и сосредоточить в новой Федеральной службе. И распоряжаться заводами уже не как «РСП» в 2000— 2005 г.г., сокращая государственную собственность в интересах частных компаний, а как своим имуществом. Тем более, что данная мера устраняет одну из важных сторон конкуренции – между государственными и частными алкогольными активами.

Чего никогда не сделает государство, так это не заберет под себя систему розничной торговли. Вот что надо сегодня покупать иностранцам – розницу и Хореку. Уже после начала кризиса крупнейший мировой ритейлер Wal-Mart вступил в российскую Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ). Похоже, что сеть возобновила переговоры о покупке ООО «Лента». Другим кандидатом может быть компания «Х5». По рынку «гуляет» информация о том, что переговоры с акционерами «Ленты» о ее покупке продолжают также несколько частных фондов. Американский ритейлер присматривается к российскому рынку с 2000 года. Активность Wal-Mart вполне оправдана: на фоне финансового кризиса розничные активы России подешевели в 6−10 раз. Ранее Wal-Mart не мог договориться ни с одним ритейлером о покупке. В компании считали, что российский рынок сильно перегрет, а активы — переоценены. Привлекательный российский рынок теперь стал доступнее для прихода иностранных игроков. При этом по итогам 2008 года большинство крупных сетей показало рост продаж в 40−60%.

Вот и посмотрим— на сколько активно воспользуются западные компании моментом.

И это несмотря на будущие сокращения ритейла. В мире ожидают краха сотен ритейловых компаний. Какую-то лепту внесет в этот процесс и Россия. Так, в Саратовской области в первых числах января закрылись магазины крупнейшей торговой сети Поволжья — дискаунтеры «В яблочко» и супермаркеты «Smartkauff» (Торговый дом «Лиа-Лев»). По требованию банков-кредиторов суд в качестве обеспечительной меры наложил арест на имущество и расчетные счета компании. Проблемы у компании начались в октябре прошлого года, когда из-за финансового кризиса несколько московских и местных банков, прокредитовавших проекты «Лиа-Лев» на сумму более 750 млн руб., в одностороннем порядке изменили условия действующих кредитных договоров, отказали в предоставлении новых кредитов и потребовали возврата выданных. В числе кредиторов компании оказались банки «Зенит», «Орг-рэсбанк», «Промсвязьбанк» и Русский Банк Развития. Схема, в которую попали многие. В наиболее уязвимом положении оказались локальные компании, относительно небольшие по масштабам бизнеса, но активно боровшиеся за лидерство на местных рынках. Процесс поглощения региональных игроков будет стимулироваться государством, которое готово предоставлять крупнейшим компаниям кредиты не только на пополнение оборотного капитала и рефинансирование, но и на сделки в сфере M&A. С одной стороны, государство тем самым сохраняет объекты торговли, с другой – укрупняет некоторые и без того до неприличия раздутые активы нескольких компаний. С третьей стороны, пусть лучше так, чем достанутся эти активы иностранным компаниям. С четвертой стороны, если «Тандер» останется российской компанией, то в отношении «Х5» есть на этот счет большие подозрения.

Поделится: