Более чем обнадеживающий Указ Президента

Становится ясно, что государство хотело бы теперь взять под контроль и легальные и нелегальные финансовые алкогольные потоки.

Чем нам был близок и мил период с 2000 по 2008 г.г. Это был аналог лучшего советского периода, который прозвали «периодом застоя» (1970 – 1985 г.г.). И тогда, и сейчас мы достаточно удачно жили за счет нефтяных денег, но тогда у нас было еще и многое другое (в том числе и экономика), что мы потеряли позже, но не восстановили в последние 8 лет. Мы пребывали в эпохе застоя российского капитализма в последние 5−6 лет. Тогда (в советский период) нас погубила вовсе не гонка вооружений, а созданный искусственно руководством страны всего за 3 года внутренний кризис. Сейчас на нас «напал» внешний, на внутренний мы внимания не обращали. К сожалению, и газовый российско— украинский скандал продолжает создавать негативный имидж России в мире и Европе; какая разница европейцу— почему не попал к нему российский газ? А это все дальше отдаляет нас от европейских денег в эпоху кризиса.

Большой умница и одновременно Председатель совета директоров Mirax Group С. Полонский в ноябре сказал: «Кризис пока еще не наступил, для экономики все только начинается. То, что уже есть, — фундаментальный кризис доверия. Денег в мире много, просто никто никому не верит». «ЦИФРРА» готова добавить от себя: кризис возник по той простой причине, что деньги были не у тех и не там, где надо. «Держатели денег» не научились их тратить. Теперь учатся. Кризис показал, что умение зарабатывать деньги не главное в мире, чувство самосохранения и мозги важнее. Почему западный мир считает, что это нормально, когда кризис охватывает то один, то другой участок жизни. Это же как раз говорит о слабом менеджменте в данной отрасли. Искусство управленца – не допустить кризис. А западный образ жизни кочевал от одного к другому, последствия которых сглаживали социальные программы.

Пора признать несовершенство государственного управления и рыночного управления в странах, которые с периодичностью раз в 10 лет (как теперь и Россия – за 20 лет пародии на капитализм – третий кризис) поражают и нас. Любой экономический кризис – от неумения управлять. Понятно, что Президенты не пользуются ни в одной стране всей полнотой власти, но посмотрите – кто управлял основными странами мира перед кризисом? Политики, как правило, не имеющие опыта управления реальными делами. При том, что все мы помним: что первично – политика или экономика. И чего мы хотим от такой «демократической системы» правления? Отсутствия кризисов?

А теперь о более близком и родном

8 января на сайте Президента России был опубликован более чем обнадеживающий Указ Президента о создании Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Исходя из текста – очевидно, что государство осознало и социальную, и финансовую значимость нашей отрасли в период кризиса. Более того, становится ясно, что государство хотело бы теперь взять под контроль и легальные и нелегальные финансовые алкогольные потоки. Государство (власть) остро нуждается в деньгах.

Есть несколько важнейших положений в Указе:

  • служба находится «под Правительством» (прямое решение вопросов и прямой спрос за результаты);
  • служба занимается законодательным регулированием на федеральном и на региональном уровнях (то есть, на ней будут политические вопросы закрытия и открытия рынков — вопросы «региональных сепаратизимов» и проблемы лоббирования интересов федеральных компаний по проникновению на региональные рынки);
  • территориальность службы (ее региональный охват)— в регионах будут созданы территориальные органы (видимо, в субъектах Федерации). Подчиняться они будут службе, но взаимодействовать придется с региональными администрациями и их системами защиты рынка; системами добровольной сертификации и т.д.;
  • служба образована для выработки и реализации государственной политики и нормативно— правового регулирования в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (то есть, появляется надежда на то, что в России появится какая-то долгосрочная алкогольная политика, а бизнес уже будет решать сам – надо ему следовать этой политике и оставаться на рынке, или есть смысл ухода на другие рынки). При этом маловероятно, что целью данной политики вовсе станет госмоноплия на алкогольном рынке на производство и оборот алкоголя. У государства есть большой опыт работы двух основных государственных алкогольных активов («РСП» и «СПИ»). Целью политики будет установление монополии на контроль за легальными и нелегальными алкогольными финансами. Но для социального успокоения на первый план будет выдвинута борьба с алкоголизацией.
  • на службу возложены функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (служба должна будет знать все и, по нашему мнению, непосредственно регулировать легальное и нелегальное производство в России; кто-то недавно воспринял как шутку наше предложение о необходимости ввести квотирование на обеспечение — производство нелегальной водки для каждого региона России; на самом деле это было бы очень разумным и правильным – и для поддержания местного производителя, и для вытеснения чужой нелегальной водки из регионов на начальном этапе). Каждый регион должен сам производить необходимое для него количество нелегальной качественной заводской водки для обеспечения малоимущих своего региона, рассчитать это количество для каждого региона несложно. Но зато все будет под контролем. Звучит абсурдно, этого мы и добивались. Но только через абсурд можно прийти к пониманию необходимости снижения акцизов. Но никто не поймет службу, если она сразу предложит снизить ставки акцизов. Поэтому – сначала тотальный контроль за нелегальным рынком, рынком фальсификатов и контрафакта. И здесь таится опасность — чтобы работа с нелегалами и фальсификаторами не «затянула». Ответит теперь орган за импорт и экспорт алкоголя; появится какая-то система в экспорте российской водки. Будет орган рулить и пивной отраслью.
  • на службу возложены надзор и оказание услуг в этой сфере— это не только разрабатывающий и проводящий политику, контролирующий орган, но и надзирающий (как прокуратура);
  • служба объявлена правопреемником федеральных органов исполнительной власти, ранее осуществляющих указанные функции (то есть, сейчас произойдет перераспределение функций – отъем у министерств и ведомств вместе с людьми).

Сегодня трудно предположить, случайным ли стало одновременное появление Указа о создании нашей службы и попадание в список системообразующих компаний России «Росспиртпрома». Интригой остается – не станет ли «РСП» базой для создания Федеральной службы? Поскольку «РСП», безусловно, выполняя политику свыше, не показал себя способным выработать и проводить выгодную государству политику на алкогольном рынке.

Поделится: